Кыргызстан: Имам Рашод Камалов разъяснил в суде безосновательность предъявленных ему обвинений
В районном суде города Кара-Суу Ошской области Кыргызстана 18 августа состоялось очередное заседание по делу имама мечети «Ас-Сарахси» Рашода (Рашота) Камалова, обвиняемого по двум статьям уголовного кодекса республики - 299 («Возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды») и 299-1 («Организованная деятельность, направленная на возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды»).
Рашот Камалов. Фото Eurasianet
Основой обвинения стало разъяснение Камаловым слова «халифат» во время пятничного намаза (массовой молитвы) 4 июля 2014 года. Разъяснение затем было распространено на дисках и в интернете. Камалов рассказал судьям, что в тот день люди, особенно молодежь, задавали ему вопросы о халифате, войне в Сирии и о так называемом «Исламском государстве» (бывш. «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб.). Выступая как официальное духовное лицо главной мечети города Кара-Суу, Камалов в своей проповеди ссылался на цитаты из таких источников, как Коран (священная книга мусульман) и «Хадисы» (рассказы о делах и высказываниях пророка Мухаммеда). По словам подсудимого, он говорил, что молодежь не должна ехать в Сирию, что это противоречит Конституции Кыргызстана. «Я не призывал к митингам, свержению государственного строя. Понятие халифата содержится в Коране и «Хадисах», - пояснил имам.
Камалов добавил, что на протяжении девяти лет, когда он возглавлял главную мечеть города Кара-Суу, никто не оказывал на него давления и не указывал, какие темы ему следует поднимать в своих проповедях.
Разъясняя законность своего назначения имамом мечети, Камалов сообщил, что соответствующий приказ казыят (территориальное подразделение муфтията, напрямую подчиняющееся муфтию (высшему духовному лицу у мусульман) Ошской области издал в августе 2006 года. Позже странным образом приказ о назначении пропал, но у имама осталось удостоверение, признанное действительным.
Камалов рассказал, что после его выступления на прошедшей 23 декабря 2014 года в Оше встрече религиозных деятелей с сотрудниками правоохранительных органов он критично высказался в адрес последних, упомянув жалобы людей на вымогательства и запугивание населения. В тот день он просил власти обратить внимание на проблемы молодежи, которая выезжает в Сирию. По мнению имама, та речь вызвала чье-то недовольство, что и стало позже причиной уголовного преследования в отношении Камалова.
На суде имам отрицал связь с какой-либо религиозно-политической партией и обвинения в вербовке людей.
По ходатайству адвокатов 18 августа к материалам дела были приобщены некоторые документы, в том числе - открытое обращение Камалова к президенту Кыргызстана, письмо Государственного Центра судебных экспертиз, в котором говорится, что Госкомиссия по делам религий не является экспертной организацией, документы об образовании вынесшего экспертное заключение по проповедям имама сотрудника Госкомиссии Канатбека Абдыраимова о том, что он не имеет образования теолога, письмо из Министерства юстиции, подтверждающее отсутствие в стране признанного судом официального списка запрещенных религиозно-экстремистских материалов. Суд не принял вновь поданное ходатайство защиты о приобщении к делу заключения российского специалиста Виталия Пономарева.
В качестве доказательства вины Камалова следствие использовало трехминутную видеозапись с выступлением этого имама, тогда как имеется полная версия длиною 17 минут. На заседании суда 19 августа будут изучены обе видеозаписи.
Подробнее о том, что представляет собой обвиняемый, можно прочитать в материале «Рашод Камалов: Просто авторитетный имам или главный террорист Кыргызстана?».