Таджикистан: ПИВТ проведет съезд, несмотря на давление властей. Бывший союзник предрек ей судьбу партии в изгнании
Заседание политсовета ПИВТ было проведено в Турции, поскольку в этой стране в настоящее время находится лидер партии Мухиддин Кабири. Ранее политсовет рекомендовал своему председателю, покинувшему Таджикистан еще в марте, не возвращаться на родину, где ему может угрожать уголовное преследование.
В Стамбуле политсовет ПИВТ обсудил возможности смены руководящего состава партии на фоне нарастающего давления власти на ее членов. ПИВТ решила использовать потенциал партии для проведения профилактической работы с молодежью по недопущению ее присоединения к террористическим и экстремистским группировкам. Мухиддин Кабири попросил однопартийцев продолжать действовать в рамках законодательства Таджикистана. Ожидается, что съезд ПИВТ пройдет в сентябре этого года, точная дата и место его проведения пока не сообщаются.
Как передает «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода), личное участие в работе съезда самого Кабири, который возглавляет партию с 2006 года, пока остается под вопросом, как и возможность его переизбрания. По некоторым данным, одним из претендентов на пост лидера партии является Мухаммаджон Нури, сын покойного основателя ПИВТ Сайида Абдулло Нури. Он является членом высшего руководства партии и ранее занимал пост душанбинской организации ПИВТ. В настоящее время Нури-младший находится в Москве. Источник, близкий к Мухаммаджону Нури, сообщил «Озоди», что его кандидатуру поддерживают многие известные личности в Таджикистане, как со стороны оппозиции, так и со стороны правительства, однако есть определенные круги, которые выступают против его прихода на пост председателя ПИВТ.
Давление и преследования членов ПИВТ усилились после парламентских выборов 1 марта 2015 года, на которых эта партия впервые за пятнадцать лет не получила депутатских мандатов. В последние месяцы ряды партии покинули тысячи ее членов. ПИВТ неоднократно обращалась в Генпрокуратуру, МВД, Госкомитет национальной безопасности, Верховный Суд с требованием пресечь незаконные действия в отношении партийцев. Не дождавшись ответа на свои многочисленные заявления в правоохранительные органы, политсовет ПИВТ вынужден был 15 июня обратиться к президенту Эмомали Рахмону с открытым письмом, в котором изложил многочисленные факты преследования членов партии со стороны госструктур.
ПИВТ - единственная зарегистрированная на постсоветском пространстве политическая партия религиозного характера, была организована подпольно в качестве политической группы Сайидом Абдулло Нури в 1973 году в городе Курган-Тюбе. ПИВТ считает себя основным оппонентом правящей в стране Народной демократической партии Таджикистана (НДПТ).
Напомним, что Махмадрузи Искандаров во время гражданского противостояния 1992-1997 годов был полевым командиром Объединенной таджикской оппозиции (ОТО), в которую входили и ПИВТ, и Демократическая партия Таджикистана. После подписания Соглашения о мире в 1997 году на основании 30-процентной квоты для оппозиции он был назначен председателем Комитета по чрезвычайным ситуациям, а затем возглавлял государственные компании «Таджиккоммунсервис» и «Таджикгаз».
В 2004 году Генпрокуратура Таджикистана возбудила против Искандарова уголовное дело по обвинению в терроризме, экстремизме, хищениях и других преступлениях. В декабре того же года он был арестован российскими властями по запросу таджикской стороны. Россия отказала таджикской стороне в выдаче оппозиционера, и 4 апреля Искандаров был освобожден из-под стражи, однако через несколько дней после этого он был похищен неизвестными в подмосковном городе Королев и тайно переправлен в Душанбе.
В октябре 2005 года Верховный суд Таджикистана приговорил Искандарова к 23 годам лишения свободы, признав его виновным в терроризме, бандитизме, незаконном хранении оружия, содержании охраны, злоупотреблении служебными полномочиями и растрате госсредств. Однако многие в Таджикистане считают дело Искандарова сфабрикованным и политически мотивированным. После осуждения Искандарова Демпартия была расколота изнутри, а ее прежние лидеры отстранены от руководства. Нынешний лидер ДПТ Саидджафар Исмонов, по словам Искандарова, «в прошлом не имел никакого отношения к Демократической партии, и с его приходом партия потеряла свою позицию». «Партия была сломана и ликвидирована», - считает Искандаров.