Правозащитники призывают власти Туркмении расследовать нападение на семью Гельды Кяризова
Напомним, 5 августа, когда семья Кяризова предприняла очередную попытку вылететь в Россию, на нее было совершено нападение. Когда Кяризов, его дочь София и сестра жены Елена Серебрянник переходили дорогу, с соседней улицы выехала автомашина «Тойота», которая на большой скорости понеслась в их направлении. Елена успела оттолкнуть 14-летнюю девочку, приняв удар на себя.
Ниже приводим текст заявления Виталия Пономарева:
«Несмотря на шоковое состояние, вызванное инцидентом, члены семьи выехали в аэропорт, где на пограничном контроле им было сказано, что Гельды Кяризов по-прежнему не имеет права покидать страну. Шестого августа Елена обратилась в турецкий госпиталь в Ашхабаде, где провели обследование и зафиксировали полученные повреждения. Вечером в тот же день, когда инцидент получил огласку после публикации Crude Accountability, домой к Кяризову пришли пятеро сотрудников полиции и министерства нацбезопасности (МНБ), расспросили о происшедшем и заявили, что виновный будет установлен и наказан. На следующий день прилегающая к дому территория патрулировалась правоохранительными органами, а 8 августа Елена Серебрянник (сестра супруги Кяризова) получила направление на судебно-медицинскую экспертизу.
В понедельник, 10 августа, после завершения судебно-медицинской экспертизы, подтвердившей наличие серьезных травм у гражданки России Елены Серебрянник, представитель правоохранительных органов неожиданно сообщил, что полиция прекращает расследование. Двумя днями ранее тот же офицер заявлял, что установить виновных не составит труда, так как вблизи места инцидента установлены видеокамеры. Однако необходимые следственные действия так и не были проведены.
Гельды Кяризов, сыгравший ключевую роль в восстановлении поголовья ахалтекинских скакунов, являющихся национальным символом Туркменистана, был подвергнут необоснованному уголовному преследованию во времена правления Сапармурата Ниязова. Он провел в заключении более 5,5 лет, из них часть срока – в секретной тюрьме Овадан-депе под Ашхабадом, где был лишен права на общение с внешним миром. В октябре 2007 года Кяризова освободили по амнистии. Спустя несколько лет все имущество его семьи было конфисковано, жилье снесено, при этом власти отказались предоставить какую-либо компенсацию.
Правозащитные организации неоднократно выражали озабоченность состоянием здоровья Кяризова. Он и все члены его семьи долгие годы оставались в списке невыездных и подвергались постоянному давлению со стороны спецслужб. В декабре 2014 года Кяризов, его дочь, жена и ее сестра были не допущены на авиарейс, вылетавший из Ашхабада в Москву. Позднее после жалобы в миграционную службу запрет на выезд членов семьи (являющихся гражданами России) был снят, однако сам Кяризов остался в списке невыездных. При этом сотрудники МНБ Туркмении открыто использовали практику заложничества, заявляя, что если, например, жена Кяризова выезжает в Москву, то дочь должна оставаться в стране и наоборот, а срок пребывания в России членов семьи не должен превышать одного месяца.
23 мая 2015 года Гельды Кяризов направил письма в Генеральную прокуратуру и Государственную миграционную службу Туркменистана, в которых просил сообщить правовые основания ограничения его права на выезд из страны, информировать, каким органом и на какой срок они введены. В письмах отмечалось, что запрет на выезд является незаконным и необоснованным, так как Кяризов не является носителем государственных секретов, не занимается политикой или делами, связанными с безопасностью Туркменистана, не имеет неисполненных решений судебных органов. Какого-либо содержательного ответа на эти обращения до сих пор не последовало.
Кяризов решил предпринять еще одну попытку покинуть страну. После того как он получил российскую визу, МНБ прибегло к тактике запугивания. 25 июля сотрудник МНБ, заявивший, что уполномочен говорить от имени заместителя главы министерства, пришел домой к Кяризову и потребовал, чтобы его жена немедленно вернулась в Ашхабад из Москвы. Среди прочего было сказано, что «если даже президент умрет, ты все равно никуда не уедешь» (эту фразу следует оценивать в контексте циркулирующих в Ашхабаде слухов о возможной отставке президента Бердымухамедова в связи с ухудшением состояния здоровья). Второго августа около 14 часов двое неизвестных молодых людей спортивного телосложения попытались спровоцировать драку с Кяризовым возле магазина между улицами Кемине и Аннадурдыева. При этом звучали слова, что «ты возомнил, что тебе все можно», «дыши, пока дают».
Неожиданный отказ властей от дальнейшего расследования произошедшего 5 августа инцидента, как и предшествовавшие угрозы, позволяет предположить, что нападение, едва не закончившееся трагически для 14-летней гражданки России, скорее всего не был простой случайностью, а являлся одним из элементов давления спецслужб на семью опального коннозаводчика», - отмечает правозащитник.