Автозавод GM Uzbekistan опроверг задержку зарплат и стал продавать Cobalt и Lacetti за сумы
Ранее, 30 июня, «Озодлик» (узбекская служба Радио Свобода) сообщал, что последнее время люди работали на Асакинском автозаводе по три дня в неделю и два месяца не получали заработную плату, а 30 июля проинформировал, что с 1 августа асакинцев отправили в неоплачиваемый отпуск. При этом руководство предприятия настоятельно просило своих сотрудников не распространять информацию о проблемах завода. Спустя два дня пресс-служба «Узавтосаноат» частично подтвердила сообщение «Озодлика» об отправке сотрудников Асакинского автопредприятия GM-Uzbekistan в отпуск – на две недели, но не уточнила, будет ли оплачен заводчанам их вынужденный отдых. По информации «Узавтосаноат», причиной роспуска людей стала установка в автосборочном цехе завода новой технологической линия для выпуска с 2016 года модели «Т250» (Chevrolet Aveo), работы производятся с 3 по 20 августа.
Между тем, как передает 12news.uz, представители GM-Uzbekistan сообщили, что «предприятием ведется поиск новых рынков сбыта продукции». Ранее девяносто процентов экспорта продукции автозавода приходились на Россию. Но в последние годы спрос на узбекские автомобили значительно снизился, и, к примеру, в 2014 году СП сократило поставки своей продукции в России на 38 процентов по сравнению с предыдущим годом – до 37.695 единиц. Доля GM Uzbekistan на российском рынке составила в прошлом году 1,5 процента против 2,2 процента в 2013 году, СП заняло 27 место по объему продаж автомобилей в России. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей GM Uzbekistan на российском рынке в первом полугодии 2015 года сократились на 57 процентов - до 10,3 тысячи единиц. За тот же период GM Uzbekistan произвел 119.412 автомобилей, что всего на 6,5 процента меньше, чем в январе-июне 2014 года.
Кризис вынудил узбекских автопроизводителей повернуться лицом к своим соотечественникам, которым ранее позволялось приобрести автомобиль только за иностранную валюту, несмотря на то, что расчеты в ней на территории Узбекистана запрещены. Причем стоимость узбекского автомобиля для узбекистанцев была заметно выше, чем для иностранного покупателя, а кроме того - за машиной приходилось вставать в многомесячную очередь. Подробнее об этом можно прочитать в материалах «Ферганы» «Узбекистан: Советская «шапка» для американского автомобиля», «Своим - дороже, чужим – дешевле», «Узбекистан: Автомобили местного производства нельзя купить по банковской карте», «Почем «Шевроле», или Генералы узбекских моторов».
А в конце июля 2015 года в узбекских СМи стали появляться сообщения о том, что «в некоторых автосалонах Ташкента появилась возможность приобрести без очереди и за один день автомашины GM Uzbekistan», «Cobalt, Lacetti и Matiz продаются без очереди», а с 8 августа «автосалоны предлагают приобрести Cobalt и Lacetti за национальную валюту». Неофициальный сайт GM-uzbekistan.com сообщает, что в июле цены на автомобили снизились на 15 процентов.
В настоящее время автомобили в автосалонах Узбекистана представлены по следующим ценам:
Cobalt 1 позиция — 43.250.000 сумов
Cobalt 2 позиция — 47.300.000 сумов
Lacetti 1 позиция — 47.350.000 сумов
Lacetti 2 позиция — 54.850.000 сумов.
Официальный курс доллара на 4 августа составляет 2580 сумов за единицу, курс «черного рынка» - 4600 сумов за один доллар.