Турция: Прокуратура требует пожизненного заключения для главного обвиняемого в убийстве Умарали Кувватова
В своем обращении к судье прокурор заявил, что считает вину Каюмова в убийстве Кувватова доказанной. Кроме Каюмова, все остальные обвиняемые находятся за пределами Турции, пишет «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода). Когда именно будет вынесено окончательное решение в суде, пока неизвестно.
Умарали Кувватов был застрелен поздним вечером 5 марта в Стамбуле на глазах у супруги и детей. В Турции таджикский оппозиционер проживал с декабря 2014 года. Незадолго до убийства турецкие власти задержали Кувватова по запросу Таджикистана, где он обвинялся в экономических преступлениях, однако затем отпустили за недостаточностью доказательств, представленных таджикской стороной. Семья и сторонники Кувватова считают, что убийство носит политический характер (о версиях происшедшего можно прочитать здесь и здесь). В октябре 2014 года деятельность возглавляемой им «Группы 24» решением Верховного суда была признана экстремистской и запрещена на территории Таджикистана.
Однако власти Таджикистана полагают, что преступление связано с предпринимательской деятельностью Кувватова, который, по их утверждению, занимаясь бизнесом в Таджикистане, одних «кинул», у других отнял налаженный бизнес. «Так что было немало людей, которые имели зуб на покойного», - отмечал глава управления по борьбе с оргпреступностью МВД Таджикистана Джурахон Маджидзода. Какие мотивы для убийства Кувватова были лично у Каюмова, не сообщается.
На следующий день после убийства мужа супруга Кувватова Кумринисо Хафизова рассказала, что вечером 5 марта она, супруг и двое детей гостили у Каюмова. Почувствовав себя плохо и заподозрив, что их могли отравить, они поспешили домой. Но на улице их нагнал человек, который выстрелом из пистолета убил Умарали Кувватова. 25 июля глава МВД Таджикистана Рамазон Рахимзода заявил журналистам, что Турция запросила информацию по поводу жителя района Восе Сулаймона Каюмова, и Душанбе ее предоставил.
Между тем, родственники Сулаймона Каюмова считают необоснованным требование турецкой прокуратуры о пожизненном заключении главному фигуранту дела об убийстве Кувватова. Родной брат Каюмова Рахмон утверждает, что Сулаймон не имеет отношения к гибели оппозиционера. По его словам, в день убийства у Каюмовых умер отец, и Сулаймон позвал семью Кувватова в свою квартиру на поминки, и у него не было намерения убивать Умарали.