Президент Турции заявил о невозможности мирного процесса с курдами и призвал лишить неприкосновенности прокурдских депутатов
«Для нас неприемлемо продолжать мирный процесс с теми, кто угрожает нашему национальному единству и братству», - сказал Эрдоган на пресс-конференции в Анкаре перед вылетом в Китай с официальным визитом.
Ранее о невозможности продолжения мирного урегулирования с турецкими властями из-за авиаударов по лагерям курдов в Ираке заявила Курдская рабочая партия (РПК). Лидер ДПН Селахаттин Демирташ отверг обвинения Эрдогана в пособничестве террористам и пояснил, что его партия виновата лишь в том, что набрала 13 процентов голосов на июньских выборах, передает Reuters.
В свою очередь, зампред правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Бешир Аталай заявил 28 июля на пресс-конференции в Анкаре, что процесс мирного урегулирования с курдами может продолжиться, если «террористические элементы» сложат оружие и покинут Турцию. «Мы не можем сказать, что мирный процесс де-факто закончился. В настоящее время мы в тупике, но ситуацию можно перезапустить с того места, где она была прервана, если будет явным стремление найти позитивный выход», - пояснил Аталай.
Заявления последовали после терактов в населенном преимущественно курдами приграничном городе городе Суруч, где 20 июля взрыв смертника стал причиной гибели более 30 человек, и городе Лидж юго-восточной турецкой провинции Диярбакыр: 25 июля было совершено нападение на армейскую автоколонну, погибли два человека, турецкие власти возлагают ответственность за теракт на курдских боевиков.
С 23 июля турецкая военная авиация начала наносить удары по позициям так называемого «Исламского государства» (бывш. «Исламского государства Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб.) в Сирии и лагерям РПК в Ираке. Турция обратилась к НАТО с просьбой созвать экстренное заседание на уровне послов «в связи с серьезностью ситуации после кровавых терактов, произошедших в последние дни на территории страны». Заседание состоялось, Совет Альянса решительно осудил теракты и выразил солидарность с турецкими властями, отметив, что «безопасность Североатлантического союза является неделимой», и пообещав «внимательно следить за развитием событий на юго-восточной границе НАТО».
Напомним, турецкие курды ведут борьбу за автономию с середины восьмидесятых годов ХХ века. В результате конфликта между РПК и правительственными войсками погибли около 40 тысяч человек. РПК признают террористической организацией Турция, США и ряд европейских стран. Для прекращения вооруженного противостояния власти Турции в 2012 году инициировали встречи между представителями курдской партии, турецкого парламента, Национальной разведывательной организации и лидером РПК Абдуллой Оджаланом, который в настоящее время отбывает пожизненный тюремный срок на турецком острове Имрали. В декабре 2012 года Оджалан попросил Анкару освободить тысячу курдских заключенных и позволить ему общаться со своими сторонниками, находящимися в Иракском Курдистане. В январе 2013-го правительство Турции договорилось с Оджаланом о создании плана по урегулированию многолетнего конфликта. Согласно плану, боевики РПК сложат оружие в обмен на предоставление курдскому меньшинству более широких прав, освобождение активистов, отправленных в тюрьму по обвинению в связях с РПК, а также на закрепление в новой конституции страны принципа идентичности курдской нации. В марте 2013 года Оджалан призвал курдских боевиков заключить с силами безопасности Турции перемирие и покинуть турецкую территорию.
Первая прокурдская партия - Партия народного труда - была создана 7 июня 1990 года. С тех пор у нее сменилось 7-8 названий, но суть остается примерно одинаковой. Основными требованиями прокурдской партии являются возможность обучения и свобода печати на курдском языке, отмена режима чрезвычайной ситуации в курдских регионах, возможность обсуждения курдского вопроса в демократической обстановке. В то же время несомненны связи многих депутатов этой партии с РПК и Оджаланом.