Правозащитный альянс Узбекистана: В Коканде русские старики подвергаются угрозам и оскорблениям со стороны соседей
Как описывают ситуацию в ПАУ, соседи: Олим Джурабаев, его жена Шаходатхон Пулатова и их трое сыновей – заселились в этот дом в 1990 году и при приватизации с помощью сотрудника БТИ «совершили подлог документов и приписали себе земельный участок по линии раздела шириной 2 метра 30 сантиметров от земельного участка Мурсяевых. В 2012 году соседи Джурабаевы самовольно снесли забор Мурсяевых и намерены были огородить захваченный участок земли».
Типичный межсоседский конфликт сопровождался обращениями Мурсяевых в милицию, прокуратуру, суд и хокимият (администрацию) по поводу сноса забора и захвата земли. Ссоры переходили в скандалы: Джурабаевы уничтожали виноградные лозы, посаженные Мурсяевыми, бросали на участок Мурсяевых камни и мусор, устраивали скандалы и нападали на людей, которые приходили к Мурсяевым в гости.
7 июня 2014 года Джурабаевы напали на Наталью Мурсяеву и Флору Акчурину, нанесли удары палками и размахивали кулаками. 21 марта 2015 года на Наталью и её родителей напали Олим Джурабаев, его жена и сыновья Сардор и Джавлон, которые работают участковыми милиционерами. Джурабаевы кричали: «Мы двадцать лет ждём, когда вы уедете в свою Россию, уезжайте, русские, отсюда вон!» От ударов отец Натальи упал на землю, затем у него резко повысилось артериальное давление.
Активные ссоры и преследования Мурсяевых длятся почти три года, но ни начальник милиции города Коканда, подполковник Сайидбахром Сайидмусаев, ни его подчинённые не предпринимают никаких мер. Судмедэкспертизы и другие материалы административных дел были, как говорят участковые, «утеряны».
За помощью семья Мурсяевых обращалась в посольство России в Узбекистане; дипломаты приходили к ним домой и обещали помочь. К Мурсяевым приходил и правозащитник Шухрат Рустамов, который писал жалобы на действия и бездействие должностных лиц города Коканда и Ферганской области.
12 июля 2015 года Наталья Мурсяева приехала к главе ПАУ Елене Урлаевой, чтобы вместе пикетировать здание МВД Узбекистана с требованиями принять меры в отношении хулиганящих Джурабаевых и тех сотрудников милиции, кто уводит семью Джурабаевых от ответственности.
Перед пикетом Урлаева позвонила в МВД РУз, заявки на пикет приняли подполковники Султанов и Шотурсунов, которые пообещали принять соответствующие меры по требованиям пикета.
Однако на пикет Урлаева и Мурсяева не доехали: в квартиру Урлаевой приехали сотрудники отдела по борьбе с терроризмом и увезли женщин в РУВД МирзоУлугбекского района города Ташкента.
Задержание в РУВД длилось шесть часов. Урлаева написала, что поговорить с задержанными приезжал сотрудник МВД РУз по имени Бахром, который обещал доложить ситуацию своему руководству и проверить факты по жалобам Мурсяевой.
После того, как о пикете было заявлено в МВД, в кокандский дом Мурсяевых пришла делегация из 15 человек, которые были настроены решить проблемы между соседями. Делегация пять часов прождала возвращения Натальи из Ташкента.
Как разрешится конфликт, пока неизвестно. «Фергана» надеется, что вмешательство правозащитников уже привлекло внимание властей к проблеме, которая могла бы выглядеть обычным конфликтом соседей, если бы не явная включенность в дело местной милиции и не оскорбления, в том числе и по национальному признаку, которые звучат по отношению к старикам, живущим на своей земле и в своем доме.