Туркменистан: Спецслужбы изымают религиозную литературу на персидском и белуджском языках
Носители этих языков живут преимущественно у границы с Афганистаном и Ираном - в районе Серахса, Серхетабада (Кушка), Тагтабазара, под Ашхабадом и в некоторых других районах Марыйского велаята (области). Количество иранцев (персов), афганцев и белуджей в Туркмении сравнительно невелико, поэтому об их проблемах практически ничего не слышно, в отличие от проблем более крупных национальных диаспор, таких как узбеки или русские, отмечает туркменское издание.
Согласно итогам всеобщей переписи населения, проведенной в декабре 2012 года, которые не были опубликованы, но есть в редакции «Хроники Туркменистана», в настоящее время общее количество проживающих в Туркмении афганцев, персов и белуджей составляет примерно три тысячи. Между тем, в переписи 1989 года было зафиксировано проживание в Туркменистане 7637 персов, 1256 пуштунов (доминирующий в Афганистане этнос) и 28.280 белуджей.
Эти национальные меньшинства лишены возможности обучаться на своих языках, их школы и культурные центры, действовавшие в советское время, были закрыты еще в первые годы независимости Туркменистана. Им запрещают исполнять на свадьбах свою музыку и песни, они обязаны слушать и петь песни только на туркменском языке, одевать детей, отправляя в детский сад или школу, только в туркменскую национальную одежду. Старейшинам общин рекомендовано следить за тем, чтобы в семьях не смотрели и не слушали иранские и афганские теле- и радиоканалы. Офицеры Министерства национальной безопасности (МНБ) регулярно проводят с ними так называемые профилактические беседы и требуют от старейшин сообщать о тех, кто поддерживает тесные связи с сопредельными странами.
Напомним, что именно принадлежностью к белуджам и изобличением фактов нарушений прав человека по отношению к этому этническому меньшинству независимые юристы, например, сотрудники французской юридической организации Destination Justice, связывают преследование Мансура Мингелова, сумевшего привлечь к себе внимание сухой голодовкой, которая чуть не завершилась его смертью.
В 2004 году Хельсинская инициатива Туркменистана отмечала, что туркменские власти, полностью игнорируя взятые на себя международные обязательства в области прав человека, проводят жесткую националистическую политику, направленную на создание совершенно неприемлемых условий для проживания национальных меньшинств в этой республике.