Россия: Смерть заключенного кыргызстанца от рук охраны стала поводом для бунта в колонии на Урале
Как сообщает «Вечерний Бишкек», 3 июля 26-летний кыргызстанец (имя не указывается), который в 2012 году был приговорен к восьми годам заключения за разбой, сообщил сотрудникам колонии об ухудшении самочувствия, после чего был госпитализирован в городскую больницу, где утром 4 июля скончался.
По данным «Коммерсанта», на теле осужденного были гематомы. Следственное управление СКР по Свердловской области сообщило о возбуждении по факту смерти кыргызстанца двух уголовных дел - по части 4 статьи 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего») и части 3 статьи 286 («Превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия») Уголовного кодекса России. «В ходе предварительного расследования у органов СК России появились веские основания подозревать, что к совершению данных преступлений может быть причастен начальник указанного исправительного учреждения. В связи с чем сегодня вечером [6 июля] следователь принял решение о процессуальном задержании начальника ИК-46 в качестве подозреваемого», - говорится в сообщении следственного управления. Кроме начальника колонии Ильи Чикина от своих обязанностей отстранены на период следствия его заместитель и трое оперативных сотрудников колонии.
После смерти гражданина Кыргызстана заключенные колонии строгого режима №46 потребовали провести расследование, возбудить уголовное дело и наказать виновных. В знак протеста более 500 из 1400 содержащихся в этом учреждении осужденных объявили голодовку – «не вышли на завтрак в соответствии с распорядком дня, также отказались принимать пищу в обед и ужин», как пояснили в прокуратуре Свердловской области. В колонии побывал сотрудник генерального консульства Кыргызстана в Екатеринбурге, которого заверили, что расследование будет проходить объективно и виновные не уйдут от ответственности.
Седьмого июля половина заключенных колонии снова отказалась от еды. Члены региональной общественной наблюдательной комиссии (ОНК) считают, что акции протеста в колонии будут продолжаться до тех пор, пока осужденных не убедят в том, что в отношении них не будет репрессий. «В мае 2013 года в ИК-46 уже проходила массовая акция протеста. Несмотря на обещания руководства ГУФСИН (Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний) об отсутствии репрессий, часть ее организаторов была переведена в ИК-5, известную своими более жесткими условиями», - сообщает член ОНК Вячеслав Башков.
Между тем, в ГУФСИН области считают, что «ситуация в ИК-46 стабильна и полностью управляемая». Как пояснил газете «Вечерние ведомости» начальник пресс-службы ведомства Александр Левченко, участники голодовки «активно употребляют пищу в отрядах. Все приобретают продукты в магазине колонии, у всех есть лицевые счета. Также тонны продуктов из многочисленных передач находятся в холодильниках и каптерках в каждом отряде. В каждом отряде существует уголок, где находятся плиты, электроплиты, СВЧ, чайники, печи, и там готовятся продукты, которые им разрешено получать в передачах, – консервы, вяленые колбасы, сублимированная лапша, каши, суповые наборы, кондитерские изделия и так далее. Все это активно употребляется. Обморока ни у кого смертельного не будет. Даже если и будет, у нас работают активно медики».
Левченко заметил, что происходящее в 46-й колонии нельзя называть массовыми беспорядками, это - акция протеста. «Заключенные нарушают распорядок дня, не выходят на завтраки, обеды и ужины. Нет ни поджогов, ни массовых членовредительств. Установка начальника ГУФСИН – все делается путем приглашения общественников, специалистов, представителей духовенства», – пояснил Левченко. По его словам, пик акции протеста по количеству участвующих в ней осужденных был 6 июля – в столовую не пришло порядка 500 человек. Утром 7 июля таковых было уже 320 человек.
По данным «Екатеринбург олайн», 8 июля на завтрак вышли все 1400 заключенных колонии №46.