Казахстан ратифицировал соглашение с Туркменистаном о разграничении дна Каспия
25 июня 2015 года сенат (верхняя палата) парламента Казахстана ратифицировал соглашение между Казахстаном и Туркменистаном о разграничении дна Каспийского моря между двумя странами, сообщает АМИ «Новости-Казахстан».
Напомним, что вопрос раздела Каспия между странами, имеющими выход к этому морю (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия, Туркменистан), является одним из самых непростых в регионе. После многолетних споров в сентябре 2014 года в Астрахани лидерами прикаспийских стран была подписана декларация, в которой были определены основные принципы раздела акватории: национальный суверенитет страны распространяется на 15 миль прибрежной акватории, затем еще 10 миль отдаются стране для занятия рыболовством, оставшиеся воды Каспия считаются общими. Однако вопрос раздела дна (а значит, и каспийских нефтяных месторождений) остается нерешенным. Иран заявляет о необходимости делить дно Каспия на пять равных частей (сейчас иранская доля, по разным оценкам, колеблется в пределах 14-17 процентов). Отсутствие договоренностей по дну между Туркменистаном и Азербайджаном приводят, например, к неясности вопроса принадлежности таких месторождений, как Сердар, Осман и Омра (туркменские варианты названий), или Кяпаз, Азери и Чираг (азербайджанские названия).
Казахстан и Россия еще в 1998 году подписали соглашение о разделе дна Каспия для суверенного недропользования (и в 2002-м – протокол к этому соглашению). Теперь ратифицировано и соглашение между Казахстаном и Туркменией, согласно которому будут установлены линии разграничения участка дна и недр Каспийского моря между этими странами. Соглашение также позволит закрепить суверенное право стран на недропользование.
Эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов прокомментировал «Фергане» ратификацию соглашения: «Этот документ чрезвычайно важен - в первую очередь, для Казахстана, который теперь решил все проблемы с разграничением дня Каспия со своими непосредственными соседями: Россией на севере и Туркменистаном на юге. Это дает Казахстану возможность – впрочем, существовавшую и до подписания, поскольку все основные нефтяные месторождения находятся в северной зоне Каспия, - окончательно решить все проблемы, связанные с освоением морского дна. Отчасти такого же рода проблемы решил и Туркменистан – но только в зоне, граничащей с Казахстаном. Разграничение морского дна с Ираном на юге и с Азербайджаном в центре моря является предметом давнего спора между Ашхабадом и Баку, который до сих пор остается нерешенным».