Таджикистан: Партия исламского возрождения бойкотирует празднование Дня национального единства
Хаит объяснил, что партия бойкотирует праздник в знак протеста против широкого давления, которому подвергаются члены ПИВТ во всех регионах республики. «ПИВТ уже лишили праздника единства. Мы не воспринимаем этот мир, где есть оскорбления и преследования одной из подписавших соглашение о мире сторон», - цитирует Хаита «Азия-плюс».
День национального единства в Таджикистане является официальным праздником, отмечаемым 27 июня уже восемнадцать лет. В этот день в 1997 году между правительством и Объединенной таджикской оппозицией (ОТО) было подписано Общее соглашение о мире и согласии, положившее конец гражданской войне в республике 1992-1997 годов. От оппозиции, костяк которой составляла ПИВТ, соглашение подписал ее покойный лидер и основатель Сайид Абдулло Нури.
Хаит также сообщил, что политсовет ПИВТ рекомендовал своему председателю Мухиддину Кабири не возвращаться в Таджикистан «до тех пор, пока не будет восстановлен настоящий мир, не прекратится давление на членов партии, и, наконец, президент страны не отреагирует серьезным образом» на обращение партии о произволе в отношении ее сторонников. Ранее лидер ПИВТ, находящийся уже более трех месяцев в командировке за пределами Таджикистана, говорил, что намерен вернуться на родину ко Дню национального единства. В то же время 17 июня в Москве Кабири заявил, что в Таджикистане ему может угрожать уголовное преследование. Поводом к такому заявлению послужила публикация в таджикской правительственной газете «Джумхурият», в которой говорилось, что на лидера ПИВТ готовится уголовное дело по фактам незаконной приватизации 16-летней давности.
Тем временем, в минувшие выходные в соцсетях появились более 20 видеороликов с заявлениями активистов ПИВТ и руководителей региональных ячеек об их выходе из исламской партии. На некоторых видеозаписях члены ПИВТ говорят, что ислам не нуждается в партии, что они поддерживают политику главы государства и ничего хорошего не видели от членства в ПИВТ – более того, в последнее время исламская партия стала причиной противоречий в стране. В роликах также звучат предложения о закрытии Партии исламского возрождения.
Комментируя массовый выход из состава партии ее членов, Хаит отметил, что ПИВТ не подсчитывает количество подобных заявлений, поскольку они сделаны под давлением правоохранительных органов.
По словам Мухиддина Кабири, давление на партию началось в 2010 году, когда на очередных парламентских выборах ПИВТ получила большое количество голосов. «К следующим парламентским выборам 2015 года наша партия уже рассматривалась не как партнер по мирным договоренностям, построению стабильного Таджикистана, а как конкурент или даже потенциальный враг таджикского народа. Появилось множество материалов в СМИ, в которых говорилось, что наша партия стояла у истоков гражданской войны в Таджикистане», - сказал он во время своего пребывания в Москве. Преследование членов ПИВТ усилилось после парламентских выборов в марте 2015 года, на которых эта партия впервые за пятнадцать лет не получила депутатских мандатов.
Так и не дождавшись ответа на свои многочисленные заявления в правоохранительные органы, политсовет ПИВТ вынужден был 15 июня обратиться к президенту Эмомали Рахмону с открытым письмом, в котором изложены многочисленные факты преследования членов партии со стороны госструктур.
«Попытки некоторых органов путем оказания давления и создания искусственных барьеров ослабить одну из законных партий не только являются открытым правонарушением, но могут привести к дестабилизации обстановки, что может негативно повлиять на государство и нацию. Особенно в период, когда отсутствуют удовлетворительные достижения для нации, создание новых проблем, попирание прав народа и неправильная политика в отношении религиозных деятелей и ценностей в Таджикистане может завести страну в бездонное болото кризиса, выйти из которого никто не сможет», - говорится в обращении. ПИВТ предупреждает, что «ответственность за всю эту негативную ситуацию» будет лежать на правительстве и, прежде всего, президенте - как его руководителе.
Напомним, ПИВТ – единственное зарегистрированное в Центральной Азии исламское политическое объединение. Партия считает себя основным оппонентом правящей в стране Народной демократической партии Таджикистана. Была организована подпольно в качестве политической группы в 1973 году в городе Курган-Тюбе.
Подробнее о ситуации вокруг ПИВТ читайте в эксклюзивном интервью Мухиддина Кабири «Фергане».