21 november 2024




Новости Центральной Азии

Лидер исламской партии Таджикистана заявил о том, что на родине ему угрожает уголовное преследование

Мухиддин Кабири
Мухиддин Кабири
Лидер Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) Мухиддин Кабири полагает, что на родине ему может угрожать уголовное преследование. Об этом он заявил на прошедшей в Москве 17 июня международной конференции «Центральная Азия: современные вызовы». «Я был удивлен тем, что в преддверии предстоящего праздника (Дня национального единства, отмечаемого в Таджикистане 27 июня. – Прим. ред.) по государственным СМИ объявили, что на меня готовят уголовное дело, потому что 17 лет назад я якобы неправильно продал свое имущество. Какое уголовное дело может быть, если это было мое имущество? В любом случае, если ко мне есть какие-то вопросы, можно было бы их обсудить после праздника, тем более что за эти 17 лет я дважды был депутатом, и было множество амнистий», - сказал Кабири (имеется в виду статья в газете «Джумхурият» - официальном печатном органе правительства Таджикистана, опубликованная 16 июня. Ранее та же газета обвинила ПИВТ в причастности к терроризму).

Конференция была посвящена 18-летию Дня национального единства, отмечаемого в Таджикистане 27 июня. В этот день в 1997 году правительством и Объединенной таджикской оппозицией, в состав которой входила и ПИВТ, в Москве было подписано Общее соглашение о мире, положившее конец гражданской войне в республике.

В последние годы условия реализации мирного соглашения, по словам Кабири, грубо нарушаются представителями власти. Два дня назад политсовет ПИВТ вынужден был обратиться к президенту Эмомали Рахмону с открытым письмом, в котором изложены многочисленные факты преследования членов партии со стороны госорганов. «Мы этот вопрос поднимали на уровне парламента, правительства, обращались в правоохранительные органы. Но на подготовленное нами 189-страничное обращение о преследовании членов нашей партии никто так и не отреагировал. Мы надеемся, что глава государства как человек, подписавший мирные соглашения, гарант соблюдения конституционных прав граждан Таджикистана примет необходимые меры», - сказал Кабири.

Лидер ПИВТ отметил, что давление на партию началось с 2010 года, когда прошли очередные парламентские выборы, и ПИВТ получила большое количество голосов. «К следующим парламентским выборам 2015 года наша партия уже рассматривалась не как партнер по мирным договоренностям, построению стабильного Таджикистана, а как конкурент или даже потенциальный враг таджикского народа. Появилось множество материалов в СМИ, в которых говорилось, что наша партия стояла у истоков гражданской войны в Таджикистане. В сознание масс начала насаждаться идея, что партия несет в себе угрозу национальному единству и будущему Таджикистана. Парламентские выборы 2015 года были кульминацией этой кампании – нас не только не пропустили в парламент, но вопреки всем ожиданиям, результатам анализов и опросов дали всего 1,6 процента голосов, что для второй по численности и влиянию в стране партии было оскорбительно. Но, тем не менее, мы не стали делать из этого трагедию. Думали, что власть добились парламента без оппозиции, и на этом остановится. Но после выборов преследования и давление на нас усилились. К сожалению, сейчас в Таджикистане среди членов нашей партии преобладают не очень радужные настроения», - сказал Кабири.

Он также подчеркнул, что давление на ПИВТ не только не способствует стабильности, но, наоборот, ведет к росту радикальных идей в стране, и все больше молодежи будет симпатизировать так называемому «Исламскому государству» («Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб.) и другим экстремистским группам: «Пора уже бить тревогу – ситуация настолько взрывоопасна, что завтра будет уже поздно. Многие считают, что наш опыт мирного диалога с властью, работы в рамках демократических законов не удался. У многих представителей молодежи есть разочарование по этому поводу. Сегодня еще есть возможность объяснить им, что ИГИЛ – это плохо. Но, чтобы дать им надежду на будущее, надо показать молодежи альтернативу: что лучше – быть в составе легальной политической партии, которая признает конституцию, светское государство и имеет опыт сосуществования с другими политическими силами или присоединиться к ИГИЛ, талибам или Аль-Каиде. Командир ОМОН Гулмурод Халимов очень четко объяснил, почему он присоединился: он не выдержал, что на заседаниях МВД давали указание нанимать проституток, одевать на них хиджабы и таким образом показать, как якобы ведут себя сторонники нашей партии. И таких, как он, думаю, немало. Я говорю это, потому что страны-гаранты мирного соглашения – Россия, Иран, Афганистан, Пакистан и все государства Центральной Азии – наверное, должны нести какую-то моральную ответственность за состояние мира в Таджикистане. Тем более на фоне роста радикальных настроений среди молодежи».

Организаторами прошедшей в российской столице конференции выступили Институт Восточных культур и античности РГГУ, Фонд русско-таджикской интеллектуальной интеграции имени Дониша, Институт политики, права и социального развития МГГУ им. Шолохова, общественная организация «Евразийский диалог» и Аналитический центр МГИМО. Подробности о конференции – вскоре на «Фергане».

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА