16 november 2024




Новости Центральной Азии

Узбекские пограничники проверяют телефоны граждан под угрозой запрета на въезд в страну

На узбекско-казахской границе
Пограничники и сотрудники таможенной службы Узбекистана вынуждают граждан Казахстана предъявлять свои мобильные телефоны, ноутбуки и другие носители информации для изучения их содержимого, грозя отказывающим выполнять это требование людям не пропустить их в страну.

Отметим, ранее «Фергана» неоднократно получала сообщения о досмотрах электронных носителей, устраиваемых работниками таможенной и пограничной служб Узбекистана, но, как правило, они поступали от людей, не желающих раскрывать свое имя. А первого июня в редакцию пришло письмо от гражданина Казахстана Леонида Турсунова, который в марте 2014 года был депортирован из Узбекистана сроком на один год за нарушение сроков пребывания. По его словам, в последние дни мая он дважды проходил контрольно-пропускной пункт (КПП) «Гишткуприк» на узбекско-казахской границе, и оба раза таможенники тщательно изучали содержимое его мобильного телефона: «Вежливо, но настойчиво. Пояснили, что если не покажу содержимое - в страну не пустят».

Задавшись вопросом, насколько правомерны требования работников КПП, Турсунов написал следующее письмо Министерству юстиции Узбекистана:

«Прошу Вас прокомментировать практикуемый сотрудниками таможни Республики Узбекистан просмотр содержимого мобильных телефонов и КПК и других носителей информации у граждан, пересекающих государственную границу. Я лично неоднократно был свидетелем того, как сотрудники таможенного контроля КПП «Гишткуприк» с пристрастием проверяют содержимое смартфонов и ноутбуков у граждан, пересекающих границу по направлению в Республику Узбекистан. При этом сотрудники таможни задают неуместные, подчас провокационные вопросы личного характера относительно содержащихся в носителях информации фото, видео, ссылок браузера и личных контактов. Причем это делается прилюдно и в грубой форме. Прошу Вас пояснить, каким образом надо реагировать на эти действия гражданам РК и каким законом РУз регламентированы такие действия сотрудников таможенных органов Узбекистана. Ответ прошу отправить на адрес… Благодарю вас за соблюдение закона Республики Узбекистан ««Об обращениях граждан» и за скорый ответ. С уважением, Леонид Турсунов, заместитель руководителя службы КИПиА и АСУТП».

Ранее «Фергана» рассказывала о случаях, когда по итогам досмотра электронных носителей возбуждались уголовные дела. К примеру, в марте 2012 года на пограничном посту «Майский» был задержан 27-летний гражданин Казахстана Ермек Космагамбетов, в нетбуке которого были обнаружены ролики «религиозно-экстремистского характера». Сам Ермек уверял, что не подозревал о содержимом нетбука, который был куплен с рук, ехал в Узбекистан в качестве туриста и гаджет вез с собой только для того, чтобы сбрасывать на него фотографии. По словам родных Космагамбетова, обнаруженные ролики были совершенно безобидными – в них просто рассказывалось об исламе и религиозных канонах. Тем не менее, в июле 2012 года Кибрайский районный суд по уголовным делам Ташкентской области приговорил Космагамбетова к пяти годам колонии, признав виновным в контрабанде видеоматериалов, пропагандирующих религиозный экстремизм.

Напомним также об историях бывшей ташкентской журналистки Умиды Ниязовой и молодого дагестанца Алисултана Абакарова: первая была осуждена в 2007 году на семь лет лишения свободы после изучения содержимого ее компьютера, в котором усмотрели «пропаганду религиозного экстремизма, фундаментализма, клеветнические, дестабилизирующие обстановку измышления», второй в январе 2015 года приговорен к выплате штрафа в размере $1500 и депортации за наличие в его мобильном телефоне видеороликов религиозного содержания.

В сентябре 2014 года власти Узбекистана узаконили досмотр электронных средств в аэропортах страны. Под «электронными средствами» подразумеваются радио-, телеаппаратура, аудио- и видеотехника, переносные компьютеры, планшеты и мобильные телефоны. Насколько регламентирован досмотр пассажиров, пересекающих границу сухопутным путем, узнаем из ответа Минюста на обращение Леонида Турсунова, историю которого «Фергана» рассказывала здесь, здесь и здесь.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА