Узбекистан: Жители Кагана провели акцию протеста против загрязнения воздуха местным маслозаводом
Как рассказал «Озодлику» источник в Кагане, люди пришли к проходной завода и стали выражать возмущение тем, что ядовитый заводской дым отравляет воздух во всем городе и становится причиной опасных заболеваний среди местного населения. На место события прибыли сотрудники милиции и заместитель хокима (главы администрации) города.
«Приехал замхокима, вышел к протестующим и стал уговаривать их разойтись, обещая, мол, это остановим, то сделаем. Но толку от этих обещаний – ноль. Замхокима тут же заявил, что «мы в этот цех вложили много средств и не намерены его закрывать». Сейчас тут находится спецназ, люди в касках оцепили территорию завода», - рассказал источник радиостанции.
Расположенный в центре Кагана и окруженный махаллями (жилыми кварталами) маслозавод начал работать в 1910 году, обеспечивает работой многих местных жителей. Два года назад появились два новых цеха - синтетических жирных кислот (СЖК) и дистилляции жирных кислот (ДЖК). Ядовитые и зловонные отходы их производства, особенно цеха ДЖК, и возмущают каганцев.
«В этом цехе производят кислоту. Вонь такая – невозможно дышать, ни днем, ни ночью. Погоды жаркие, окна открыть невозможно. На наши жалобы никто не реагирует. Городской хоким до нас не снисходит, областному тоже дела нет до проблем горожан», - сетует один из участников акции протеста.
По словам источника «Озодлика», цех ДЖК не принадлежит маслозаводу, «он просто расположен на его территории. Хозяева цеха – в Ташкенте. Люди давно уже требуют закрыть ДЖК, но приезжавшая из столицы комиссия заявила, что цех безопасен для населения».
Его слова подтвердил один из протестовавших 6 мая: «После наших жалоб, в том числе, в администрацию президента в Каган приезжала специальная комиссия для анализа состава воздуха. 29 апреля комиссия вынесла вердикт: анализы хорошие, загрязнение воздуха не зафиксировано. Но это ложь! Судите сами. У моего десятимесячного ребенка постоянно рвота, у других детей слезают ногти. Аллергия, астма, болезни сердца сейчас во всех семьях. Это все связано с ядовитым воздухом. Но никто из представителей власти не поддерживает народ».
Представитель каганского хокимията (администрации), отказавшись представиться, признал, что цех действительно загрязняет воздух, и «если Ташкент не решит эту проблему, новые акции протеста не заставят себя долго ждать. Но надеяться на то, что цех закроют, не стоит. Постановление о его открытии было издано на уровне правительства, проведены разные экспертизы, за рубежом закуплено дорогое оборудование, в цех вложены миллиарды сумов. И я не верю, что его хозяева согласятся закрыть цех или перенести его в другое место».
Таким образом, каганцам придется и дальше дышать отравленным воздухом. Самое время Экологическому движению Узбекистана отвлечь свое внимание от предприятий Таджикистана, против деятельности которых оно проводило целую кампанию, и заняться проблемами, которые создают согражданам узбекских экологов отечественные заводы и фабрики, потребовав принять неотложные меры по прекращению загрязнения окружающей среды.