Узбекистан: Хоким Ташкентской области своим молчанием сорвал акцию протеста правозащитников
По его словам, заявление было отправлено в виде заказного письма с уведомлением за двадцать дней до предполагаемой акции - 2 апреля, о чем свидетельствует квитанция, выданная главпочтамтом Ангрена. Но до сих пор правозащитники не получили ни уведомления о получении адресатом письма, ни ответа о результатах рассмотрения обращения, что свидетельствует о нарушении закона Узбекистана «Об обращениях физических и юридических лиц», согласно которому заявления рассматриваются в течение 15 дней со дня поступления в государственный орган.
«По причине того, что у нас на руках нет официального разрешения в письменной форме, проведение акции протеста считается незаконным и неизбежно закончится для участников задержанием и административным судом по статье 201 («Нарушение порядка организации, проведения собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций») и штрафом до 100 минимальных окладов (с 15 декабря 2014 года минимальный размер заработной платы составляет 118.400 сумов в месяц)», - пояснил Д.Тихонов.
Он отметил, что в Узбекистане акции протеста традиционно приравнивают к массовым мероприятиям и регламентируют соответствующими законами. Однако в «Правилах проведения массовых мероприятий» сказано, что «массовым мероприятием признается сбор людей, организуемый юридическими или физическими лицами, в открытых и закрытых сооружениях, площадях, зданиях и других местах, с целью проведения развлекательных, театрально-зрелищных, концертных, спортивных, рекламных и других досуговых программ, а также всенародных, религиозных, профессиональных праздников с участием не менее 100 человек».
Урлаева и Тихонов намеревались 22 апреля с 11:00 до 13:00 простоять на месте уничтоженного обелиска, держа в руках плакаты следующего содержания: «Они защищали нас, мы защитим их», «Мы имеем право на историческую память», «Требуем наказать виновных в уничтожении обелиска», «Требуем принести извинения ветеранам войны и трудового фронта».
В адресованном хокиму Ташкентской области заявлении правозащитники выразили протест и возмущение уничтожением в Ангрене 19 марта этого года железобетонного обелиска, указали, что его снос является актом вандализма и надругательства над памятью погибших в войне граждан города, демонстративным пренебрежением общечеловеческими ценностями и унижением ветеранов войны и участников трудового фронта, как живущих в Ангрене, так и в Узбекистане в целом. Акцией протеста правозащитники хотели потребовать установить конкретных лиц, по чьему распоряжению был уничтожен обелиск, привлечь их к ответственности, заставить принести публичные извинения участникам войны и трудового фронта и восстановить обелиск с памятной надписью «Вечная слава воинам-ангренцам, павшим в боях за независимость нашей Родины» на прежнем месте.
Было так же указано, что правозащитники не возражают против установления памятника Скорбящей матери, но выступают против подмены памятника воинам-ангренцам, так как эти памятники несут разную смысловую нагрузку.
Кроме того, акцией протеста правозащитники хотели выступить в поддержку 185 жителей Ангрена, возмущенных сносом памятника и отправивших протестные обращения в Аппарат президента Узбекистана, Кабинет Министров, Генеральную прокуратуру и Уполномоченному Олий Мажлиса (парламента) по правам человека (омбудсмену). По словам Тихонова, эти письма были разосланы 2 апреля, и к настоящему времени отправителями уже получены уведомления о вручении адресатам и ответы в виде сообщений о переадресации обращений. Чего не скажешь об отправленном в хокимият Ташкентской области заявлении правозащитников.
Уведомления о вручении адресатам коллективных писем жителей Агрена