Эксперт: Почему в Астане не состоялся четырехсторонний саммит по Украине
По сведениям А.Дубнова, Назарбаев и Меркель договорились провести саммит еще до Нового года, Путин и Порошенко дали президенту Казахстана принципиальное согласие. Но П.Порошенко, президент Украины, проанонсировал казахстанский саммит, не дожидаясь согласованного решения Меркель и Назарбаева, чем поставил лидеров Германии и Казахстана в неловкое положение.
The New Times отмечает, что 9 января Нурсултан Назарбаев с неожиданным неофициальным визитом побывал в Берлине, чтобы лично уговорить фрау Меркель не срывать саммит. Однако президенту Казахстана не удалось уговорить бундесканцлера, и 10 января Ангела Меркель позвонила Владимиру Путину и заявила ему, что ехать в Казахстан нет смысла, пока не будет «ощутимого прогресса» в выполнении минских договоренностей. По слухам, Меркель спросила Путина: может ли он назвать примерные сроки вывода с юго-востока Украины российских военных и вооружений. Внятного ответа канцлер не получила.
12 января в Берлине прошла встреча глав МИД «нормандской четверки», после которой министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер фактически подтвердил отказ Ангелы Меркель лететь в Астану. «Что там обсуждать, если в Донецке по-прежнему полно российских военных», — заявил дипломатический источник в Берлине. Однако российский дипломат на условиях анонимности заметил, что откладывать саммит в долгий ящик все же не стоит: «Чего они (европейцы) ждут? Пока будут сняты все спорные вопросы? И ради чего, спрашивается, потом садиться за стол переговоров?»
Тем не менее в Астане надеются на продолжение встреч в «нормандском формате». 15 января пресс-служба президента Казахстана сообщила, что встречу «нормандской четверки» все же предполагается провести в конце января, об этом говорили по телефону Назарбаев и Порошенко.
«Источники журнала в Берлине и Астане говорят, что посредническая миссия Назарбаева изначально была делом трудным, учитывая извилистый характер двусторонних отношений, - отмечает А.Дубнов. - Но нельзя отрицать и того, что Назарбаев сегодня имеет вотум доверия и в Москве, и в Киеве, и на Западе. И в качестве посредника может быть более успешен, чем Александр Лукашенко, уже предоставлявший переговорщикам минскую площадку. Кстати, казахстанский лидер попытался вмешаться в ситуацию еще в марте прошлого года в разгар «крымской кампании», но тогда Москва вежливо, но решительно намекнула Астане, что в ее услугах не нуждается. Но Назарбаеву от этого не стало спокойней. Он боялся больше всего роста подогреваемых Москвой сепаратистских настроений в северных областях Казахстана, населенных преимущественно русскими. Кроме того, в Астане не могли не обратить внимание на ту легкость, с которой Москва отказалась от данных Украине гарантий сохранения ее территориальной целостности в рамках Будапештского меморандума 1994 года в обмен на ее отказ от статуса ядерной державы. Ведь такие же гарантии были даны и Казахстану».