В Узбекистане за экстремизм осудили четверых вернувшихся из России трудовых мигрантов
Осужденные - 42-летний Шарназар Норбоев, 31-летний Базиргон Сафаев, 30-летний Дилмурод Уринов и 27-летний Алишер Сайфуллаев, - по словам их родных и знакомых, несколько лет работали в России, где периодически посещали мечеть.
«Мой брат из-за безработицы уехал в Россию в 2005 году. Проработал там до 2014 года. Иногда приезжал в Узбекистан. В августе прошлого года брата забрали в милицию по обвинению в мелком хулиганстве. Придумали причину для задержания. А там, в милиции, оказались и другие ребята, с которыми брат работал в России. Их допрашивали десять дней, затем обвинили в религиозном фундаментализме и посадили. Сказали им: «У вас нашли религиозную литературу, вы ходили в мечеть в России, слушали и распространяли проповеди известных имамов», - рассказал родственник одного из осужденных.
«Я работал вместе с этими ребятами, - сообщил оставшийся в России знакомый четверых осужденных. - Шерназар родом из кишлака Кинкер Хонканского района Хорезмской области. Он – учитель. Приехал сюда на заработки. И Базиргона знаю, очень мастеровитый парень. Дилмурод и Алишер вообще были далеки от религии. Они начали молиться только после приезда в Россию. Они ходили в мечеть в Звенигороде. Но никаких мыслей об экстремизме или фундаментализме у них не было. Наравне со всеми ходили на молитву. По-моему, на этих ребят поступила ложная информация и их осудили неправильно».
Представители Управления юстиции и УВД Хорезмской области заявили «Озодлику», что не могут прокомментировать суть предъявленных осужденным обвинений.
По словам руководителя хорезмской правозащитной организации «Нажот» Хайитбоя Якубова, в прошлом году аналогичным образом были осуждены более десяти вернувшихся из России молодых людей. «Практически всех возвращающихся допрашивает СНБ, выясняет, в какую мечеть ходил там. Уже давно усилился контроль за выезжающими за границу. Потому что в Узбекистане все мечети под контролем, а за границей – нет. Поэтому всех возвращающихся допрашивают. Заставляют одного следить за другим. К сожалению, многие становятся жертвами доносов, попадают в тюрьму без оснований», - сказал Якубов.
Руководитель ташкентской Инициативной группы независимых правозащитников (ИГНПУ) Сурат Икрамов сообщил, что такая картина наблюдается и в других регионах Узбекистана. По его данным, в прошлом году по религиозным мотивам были осуждены 142 человека, в том числе 14 женщин.
Напомним также о судьбе вернувшихся из Норвегии шестерых жителей Ташкента и Ташкентской области, которые были приговорены Ташкентским областным судом к 12-13 годам заключения по обвинению в тех же преступлениях, что и вышеназванные хорезмцы.
«Озодлик» отмечает, что в последние годы правоохранительные органы России и Узбекистана активно сотрудничают в рамках борьбы с терроризмом. В частности, российские спецслужбы поставляют узбекским коллегам фото и видеоматериалы об уехавших в Россию и объявленных в розыск мигрантах.