19 january 2025




Новости Центральной Азии

S&P: Риски банковского сектора Узбекистана стабильно высокие из-за низкого уровня развития экономики

05.12.2014 12:46 msk, Фергана

Политика Экономика Узбекистан

Риски банковского сектора Узбекистана остаются высокими из-за низкого уровня развития экономики, слабости платежной культуры и уязвимости правовой системы, пересказывает РИА Новости отчет службы кредитных рейтингов Standard & Poor's, обнародованный 5 декабря.

«В соответствии с методологией оценки отраслевых и страновых рисков банковского сектора (Banking industry country risk assessment — BICRA) мы относим банковский сектор Республики Узбекистан (нет рейтингов S&P) к группе 8, что отражает оценку экономического риска «7» и оценку отраслевого риска «9», — говорится в пресс-релизе S&P.

Агентство подразделяет страны на группы в зависимости от уровня рисков в их банковских секторах — от группы 1 (страны с наименьшими рисками) до группы 10 (страны с наибольшими рисками). Кроме Узбекистана, к группе 8 относятся Аргентина, Азербайджан, Боливия, Грузия, Венгрия, Казахстан, Ливан, Нигерия, Парагвай, Словения, Шри-Ланка и Тунис, перечисляет Uzdaily.uz.

К негативным факторам узбекской банковской системы эксперты S&P отнесли:

- очень высокий кредитный риск в экономике, обусловленный сравнительно невысоким уровнем благосостояния населения, недостаточно строгими стандартами андеррайтинга и уязвимостью правовой системы;

- низкий уровень развития институциональной системы, качества управления и прозрачности;

- ограниченное развитие конкуренции вследствие жесткого контроля экономики со стороны государства и влияния государства на банковскую систему;

- недостатки в развитии инфраструктуры.

По данным S&P, в 2014 году ВВП на душу населения в Узбекистане составил $2000, что соответствовало подушевому валовому национальному доходу в размере $5340. По мнению агентства, показатель располагаемого дохода на душу населения в этой стране может быть выше ввиду значительных размеров теневой экономики.

«По нашему мнению, высокоцентрализованный процесс принятия решений, связанных с экономическим курсом, оказывает негативное влияние на предсказуемость государственной политики. Это усугубляется ограниченной гибкостью монетарной политики в условиях фактически множественных валютных курсов и ограниченного доступа частного сектора к иностранной валюте», - отмечает Standard & Poor’s.

По данным агентства, Узбекистан лишь незначительно пострадал в результате недавнего мирового экономического кризиса, что обусловлено ограниченной глобализацией его финансовых рынков, высокими ценами на сырьевые товары, которые являются основными товарами экспорта, и выполнением государственной программы стимулирования экономики. «Вместе с тем мы отмечаем в качестве недостатка сильную зависимость экономических показателей страны от изменений условий торговли в экспортно-ориентированном сырьевом секторе, особенно в отраслях, связанных с добычей природного газа, металлов (в основном золота), а также со сбором и обработкой хлопка», - говорится в пресс-релизе.

Государство жестко контролирует экономику в целом и банковскую систему в частности. Специфика экономики и сильный государственный контроль снижают риски внешней волатильности и ограничивают возможность образования «ценовых пузырей» в экономике, в частности - в секторе операций с недвижимостью, отмечает Standard & Poor’s.

«Наша оценка фондирования банковского сектора отражает тот факт, что значительная часть кредитов финансируется за счет депозитов клиентов; чистое внешнее фондирование обеспечивает лишь около 14% кредитов, которые привлекаются главным образом двумя крупнейшими государственными банками. Неглубокий и относительно неликвидный внутренний финансовый рынок и отсутствие достаточного доступа к долгосрочным ресурсам или ресурсам, привлекаемым с международных рынков капитала, также расцениваются как факторы риска», - говорится в пресс-релизе.

Позитивными факторами, определяющими рейтинги банковского сектора Узбекистана, S$P считает значительный профицит бюджета и счета текущих операций благодаря хорошим перспективам экономического роста; небольшие экономические дисбалансы, обусловленные особенностями закрытой экономики и значительным контролем со стороны государства; в целом стабильная ресурсная база банковского сектора, которая состоит главным образом из депозитов клиентов и средств фондов развития. В то же время S&P отмечает снижение темпов роста розничных депозитов и ухудшение показателей капитализации банков вследствие быстрого роста активов.

«Мы оцениваем тенденцию в отношении отраслевого риска в банковской системе Узбекистана как «стабильную», - говорится в отчете S$P. - Мы ожидаем, что Узбекистан будет поддерживать значительный профицит бюджета и счета текущих операций и небольшие дисбалансы, а существующая политическая и экономическая система останется без изменений».

Сегодня банковская система Узбекистана представлена 27 банками, в том числе тремя государственными, четырьмя — с участием иностранного капитала, одиннадцатью акционерными и девятью частными.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА