21 november 2024




Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Жена пожизненно заключенного А.Аскарова обратилась к членам конгресса Международного PEN клуба

С 29 сентября по 3 октября 2014 в столице Кыргызстана проходит 80-й Конгресс Международного ПЕН-клуба. В понедельник перед собравшимися здесь литераторами из более чем 70-ти стран мира выступила супруга журналиста и правозащитника Азимжана Аскарова, отбывающего пожизненное заключение в тюрьме Бишкека. Предлагаем вам полный текст ее выступления. Подробнее о деле Аскарова — в наших публикациях.

* * *

Супруга Азимжана Аскарова
Жена Азимжана Аскарова с его автопортретом. Фото Г.Михайлова, 17 мая 2011 г., Бишкек
Уважаемые участники 80-го Конгресса PEN International!

Я являюсь супругой осужденного пожизненно правозащитника Азимжана Аскарова, который вот уже более четырех лет сидит в тюрьме по сфабрикованному делу. От своего имени и от имени мужа благодарю вас за вашу поддержку!

Могу открыто заявить, что это дело было сфальсифицировано милиционерами в отместку за его 15-летнюю правозащитную деятельность, в ходе которого он раскрывал зверские преступления в Базар-Коргонском РОВД. В начале 2000-годов в здании милиции нашего района скончались семь человек. Шесть фактов из них предал широкой огласке именно мой муж, он также помогал родным пострадавших.

Например, один из тех, кто погиб в здании РОВД, - 35-летний Ташкенбай Мойдунов. По его делу в 2010 году Комитет ООН признал Кыргызстан виновным и обязал выплатить компенсацию семье погибшего. Однако компенсация до сих пор не выплачена, а виновные в смерти этого человека продолжают работать в органах милиции.

Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев не раз говорил: «дайте мне хоть один факт невиности Аскарова», чтобы его освободить. Однако мой муж продолжает сидеть в тюрьме, несмотря на то, что есть 167 свидетелей, которые дали показания в пользу того, что Азимжан не виноват. Я не искала этих свидетелей, они сами пришли ко мне и добровольно дали показания. Среди них нет моих родственников, как утверждают власти.

Для проверки их показаний приезжал человек из Генеральной прокуратуры, но он допросил людей в отсутствии адвоката и оказал на них давление, чтобы они отказались от своих показаний. Потому что люди, которые возбудили уголовное дело против моего мужа и режиссировали расследование, теперь работают в Генеральной прокуратуре. Если Генпрокуратура уверена в себе, то почему она не соглашается провести Азимжана Аскарова через «детектор лжи»?

После того, как арестовали мужа, ограбили и наш дом, угнали нашу машину, увезли другое имущество. Сегодня я живу на небольшую пенсию, на операцию внука, который не может ходить, просят 20 тысяч долларов. Я живу одна, здоровье мужа в тюрьме ухудшается. Если бы он был на воле, то нам было бы легко справиться с нашими проблемами. Огромное спасибо различным организациям, коллегам мужа, которые оказывают нам посильную помощь.

Я обращалась также в Генеральную прокуратуру и к экс-президенту Розе Отунбаевой. Однако Джалал-Абадская областная прокуратура закрыла дело, не проверив заявление. Если бы в Кыргызстане все были равны перед законом, то мой муж и сотни узбеков не сидели бы в тюрьмах по сфальсифицированным обвинениям.

До сегодняшнего дня ни один журналист не написал о том, что тогда произошло в моем селе Базар-Коргоне и вряд ли напишет. Кто ограбил и сжег дома 286 узбеков, из какого оружия ранено 50 и убито более 20 человек в моем селе? Мой муж искал ответы на эти вопросы. Ответов до сих пор нет и вряд ли будет, ибо в те дни полностью сожгли и офис правозащитной организации «Воздух», которой руководил мой супруг.

Мы много раз обращались в Международные организации, но никто не смог повлиять на власти Кыргызстана. Пользуясь случаем, я вновь обращаюсь за помощью к вам и надеюсь, вы вместе сделаете все, чтобы мой муж скорее вышел на свободу.

Спасибо за внимание!

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА