«Озоди»: Верховный суд России аннулировал решение об экстрадиции Низомхона Джураева, тайно вывезенного в Таджикистан
Напомним, Низомхон Джураев находился в России с 2007 года: в Таджикистане против него было возбуждено уголовное дело. Джураев и еще 33 человека были обвинены в организации незаконного вооруженного формирования, а также в бандитизме, убийстве, незаконном хранении оружии, отмывании денежных средств и прочем. В 2009 году 31 житель Исфары был приговорен Верховным судом Таджикистана к заключению на сроки от 8 до 25 лет. В августе 2010 года Низомхон Джураев был арестован в Москве, а в феврале 2011 года Генпрокуратура России постановила, что он может быть экстрадирован на родину по просьбе таджикских властей. Однако 26 мая Европейский суд запретил экстрадицию Джураева.
28 февраля 2012 года Джураева освободили под подписку о невыезде, но тут же заключили под стражу по обвинению в преступлении, совершенном уже на территории России. 29 марта Джураев был неожиданно выпущен из следственного изолятора города Зеленограда, а затем пропал. Спустя несколько дней он появился на таджикских телеэкранах и заявил, что добровольно вернулся на родину, так как все время «мечтал об этом». Между тем, московский адвокат Джураева Анна Ставицкая говорила в интервью «Фергане», что Джураев не хотел возвращаться в Душанбе и очень этого боялся.
СМИ высказывали предположения, что Джураев был похищен. ЕСПЧ, рассмотрев обстоятельства дела, поддержал версию о похищении и констатировал, что российские власти не смогли помешать принудительному возвращению бизнесмена на родину, а также не провели эффективного расследования в связи с его исчезновением. Европейский суд постановил, что с российской стороны была нарушена статья 3 конвенции по правам человека, запрещающая пытки (поскольку Джураев был, как считает суд, принудительно доставлен на родину, где ему угрожали пытки), а после ареста Джураева имело также место нарушение пункта 4 статьи 5, гарантирующей гражданам право на безотлагательное рассмотрение правомерности их заключения под стражу. Суд постановил выплатить ему компенсацию в 30 тысяч евро за моральный ущерб и еще 12 тысяч евро — в качестве компенсации судебных издержек.
Адвокат Низомхона Джураева Анна Ставицкая сообщила, что 3 сентября 2014 года Верховный суд России отменил решение Мосгорсуда об экстрадиции Джураева и тем самым было удовлетворено представление председателя суда по решению Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) о ненадлежащем содержании Джураева под стражей в России. Как пояснила Ставицкая «Озоди», Верховный суд признал, что российские власти не дали оценку возможному жестокому обращению с обвиняемым, и ответственность за его незаконную экстрадицию лежит на них.
Сейчас о судьбе Низомхона Джураева ничего не известно. 30 июля 2014 года директор Агентства по госфинконтролю и борьбе с коррупцией Абдулфаттох Гоиб заявил, что «Низомхон Джураев не был под арестом, и теперь он неожиданно исчез». По словам чиновника, Джураев в течение двух лет находился под подпиской о невыезде, приходил в агентство, знакомился с делом, которое занимало 152 тома. А.Гоиб сослался на родственников Джураева и сообщил, что он скрывается в соседнем Кыргызстане.