Human Rights Watch: Правительство Таджикистана жертвует благополучием переселяемых из-за Рогунской ГЭС семей
Доклад «‘На новом месте стало хуже’. Нарушения прав человека в связи со строительством Рогунской ГЭС в Таджикистане» основан на исследованиях, проведенных в Таджикистане с ноября 2013 года по февраль 2014-го, и включает в себя 156 интервью с людьми, которые уже переселились либо готовятся к переезду. Авторы доклада утверждают, что власти республики не соблюдают права вынужденных переселенцев, в частности - не обеспечивают полную восстановительную компенсацию на строительство новых домов или на нужды, связанные с восстановлением источников средств для жизни. Многие семьи столкнулись с серьезными проблемами, связанные с жильем, доступом к продовольствию, воде и образованию.
Власти Таджикистана начали процесс переселения людей в 2009 году. В общей сложности, требуется переселить 42 тысячи человек. Главная проблема, которую называют опрошенные люди, - это размер компенсации: ее не хватает, чтобы приобрести равноценное утрачиваемому жилье. Кроме того, многим не удалось получить на новом месте землю для возделывания сельхозкультур и выпаса скота, а в некоторых переселенческих поселках до сих пор нет школ.
«Семьи переселенцев, которые лишились фермерских наделов, фруктовых садов и пастбищ, вместе с этим в значительной степени лишились и источников средств к существованию, - говорит Франческа Корбачо, исследователь HRW по Европе и Центральной Азии и автор доклада. – Правительство несет ответственность за то, чтобы уровень жизни у людей, переселяемых по его инициативе, не падал».
К примеру, мать пятерых детей рассказала HRW, что из-за переселения она лишилась огорода и фруктового сада и была вынуждена продать скот из-за отсутствия пастбищ: «Теперь мои дети выпрашивают у меня фрукты… Мне приходится взамен давать им сладкий чай… Дети еще хотят молока, и мне теперь приходится его покупать. Денег у меня нет, так что много купить я не могу».
Многие семьи переселенцев сталкиваются с серьезными трудностями в поисках работы. Проблема безработицы остро стоит по всему Таджикистану, больше миллиона жителей страны находятся на заработках за рубежом. Среди переселенцев, о которых идет речь, тоже есть желающие выехать в трудовую миграцию, но многие из них не хотят оставлять свои семьи в недостроенных домах.
Тем временем в населенных пунктах близ места строительства ГЭС, где люди еще живут в ожидании переселения, из-за постоянных взрывных работ разбиваются стекла в окнах, домам наносится и другой ущерб. Как правило, на период взрывных работ строители вывозят жителей на машинах или автобусах, но не всегда, и из-за отсутствия транспорта пожилым и людям с инвалидностью приходится оставаться дома, что создает для них риск получения серьезных травм вследствие падения камней или ударного воздействия взрыва.
Правительство Таджикистана должно предпринять все меры для того, чтобы источники средств к существованию были восстановлены для всех переселенцев, считает HRW. Власти должны пересмотреть процесс расчета и выплаты компенсации переселяемым жителям с учетом стоимости строительства домов, обеспечить наличие свободной фермерской земли и своевременно предоставить такие услуги, как водоснабжение, электричество и образование. Властям также необходимо внимательно отслеживать условия, в которых находятся переселенцы, обращая особое внимание на социально незащищенные группы.
«Мы не ставим под вопрос усилия Таджикистана по улучшению ситуации с энергообеспечением. Однако правительству нельзя допускать, чтобы из-за его программы переселения люди лишались средств к существованию», - подчеркивает Франческа Корбачо.
Между тем, Дирекция зоны затопления Рогунской ГЭС выразила несогласие с выводами автора доклада Human Rights Watch. Руководитель Дирекции Сами Шариф заявил, «говорить о том, что людям на новом месте стало хуже жить, – это абсурд. Говорить о том, что семьи переселяются слишком далеко, нельзя, обычно переселение осуществляется на расстоянии 100-200 километров, но есть и те которые переселяются на один километр дальше своего прежнего места. К примеру, некоторые были переселены из старого Нурабада в новый Нурабад. Это означает, что у переселенцев был выбор. По вопросу трудоустройства – есть категория людей, которые не хотят работать. То, что электроэнергия подавалась зимой по лимиту, это факт, именно поэтому мы хотим построить Рогунскую ГЭС. Я знаю, как тяжело просить у соседей 1 киловатт электроэнергии, ходить и унижаться», - цитирует Шарифа Азия-плюс.
Шариф признал, что некоторые проблемы есть, так как Таджикистан впервые сталкивается с таким масштабным переселением, однако работа по устранению этих проблем, по его словам, делается немалая.
«По поводу суммы компенсации для переселенцев: я могу с уверенностью сказать, что все семьи получают свои деньги. 40 процентов получают, когда возводят фундамент, еще 40 процентов суммы выдаются на строительство дома, остальная часть выдается по окончании строительства - на обустройство. На деньги, которые мы выдаем, должны строиться такие же дома, которые они имели на старом месте, а не двухэтажные дома, на которые, естественно, тратится больше денег», - пояснил Шариф. По его словам, с начала работ по переселению из госбюджета направлено 202 миллиона сомони ($40,4 млн) на строительство ЛЭП, сети водопроводов, дорог, медпунктов и пяти школ.
Напомним, Рогунская ГЭС строится на реке Вахш (в 110 километрах восточнее Душанбе). Ее строительство началось в 1976 году. Ожидалось, что ее первый агрегат даст ток уже в 1993 году. Но из-за обострения политической обстановки в Таджикистане строительство в 1990 году было приостановлено. Согласно проекту, 6-агрегатная ГЭС, высота плотины которой составит 335 метров, будет способна вырабатывать 3,6 млн. киловатт-часов электроэнергии. Это не только полностью устранит энергозависимость Таджикистана, но и даст импульс развитию экономики всего региона, позволит экспортировать электроэнергию в соседние страны, в том числе в Афганистан и Пакистан, позволит вывести страну из энергетического кризиса и выйти на новый уровень экономических достижений.
Против строительства Рогунской ГЭС выступает Узбекистан, заявляя об опасности прорыва плотины в связи с возможным землетрясением. Находясь в Казахстане в сентябре 2012 года, президент Узбекистана Ислам Каримов заявил, что «водные ресурсы могут стать проблемой, вокруг которой обострятся отношения в Центральноазиатском регионе. Все может усугубиться настолько, что это может вызвать не просто религиозное противостояние, а войны». Однако в Таджикистане заявляют, что опасения Ташкента беспочвенны: в стране работают другие станции с таким же, как у Рогунской ГЭС, типом плотины, которые доказали свою устойчивость на протяжении четырех десятков лет.