16 november 2024




Новости Центральной Азии

Казахстан: Правозащитники и общественные деятели призвали президента наложить вето на поправки к уголовному законодательству

Представители гражданского общества Казахстана с просьбой наложить вето на новые Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях республики.

По мнению авторов обращения, новые законы серьезно ущемят конституционные права граждан на свободу объединений, свободу вероисповедания, свободу слова и творчества, личную свободу, неприкосновенность достоинства человека.

«Все усилия гражданского общества привести нормы новых кодексов в соответствие с конституционными гарантиями оказались тщетными. Сейчас наша последняя надежда – на президента, который один может наложить на эти кодексы вето», - говорит президент Общественного фонда «Фонд развития парламентаризма в Казахстане» Зауреш Батталова.

Приводим текст данного обращения полностью.

* * *

Президенту Республики Казахстан Назарбаеву Н.А.

ОБРАЩЕНИЕ

гражданского сообщества страны

с просьбой наложить вето на принятые Парламентом РК Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан

Уважаемый Нурсултан Абишевич!

На открытии третьей сессии Парламента Республики Казахстан пятого созыва 2 сентября 2013 года Вы поставили задачу модернизировать систему уголовного судопроизводства, вывести казахстанское право «на качественный уровень, позволяющий безукоризненно обеспечивать защиту прав и свобод граждан». Однако принятые Парламентом Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях, вопреки Вашим указаниям, значительно ограничивают и ущемляют права человека, что противоречит Конституции Республики Казахстан и ратифицированным международным договорам.

Так, вопреки ст. 23 Конституции РК «Граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединений»:

в новом Уголовном кодексе РК прямо нарушается право граждан на свободу объединения. В него добавляется новая дискриминационная формулировка - понятие «лидер общественного объединения», как специальный субъект преступления. Это может привести к преследованию любых членов общественных объединений, особенно их активистов, на основании произвольных предположений об их лидерстве.

Статья Уголовного кодекса РК «Незаконное вмешательство членов общественных объединений в деятельность государственных органов» в связи с отсутствием ясного и недвусмысленного толкования понятий, содержащихся в этой статье (воспрепятствование законной деятельности, присвоение функций), предоставит возможность для недобросовестных чиновников трактовать любое справедливое требование общественности в лице членов общественных объединений как незаконное вмешательство в их деятельность и сведет на нет общественный контроль в стране.

Использование в Уголовном кодексе РК данных понятий и статей, направленных против общественных объединений, не соответствует признанным принципам международного права: принципу юридической определенности и предсказуемости и принципу недискриминации, шельмует общественные объединения как «особо опасный» вид юридических лиц, противоречит Конституции РК и будет способствовать подавлению любой критики в адрес государства.

Статья КоАП РК «Нарушение законодательства об общественных объединениях» предусматривает возможность приостанавливать и даже прекращать деятельность общественного объединения за любое незначительное нарушение технического характера, и более того, позволяет наказывать общественные организации за любую законную деятельность, не определенную в уставе организации. Особенно это положение законодательства вызывает озабоченность в отношении религиозных объединений.

Вопреки ст. 22 «Каждый имеет право на свободу совести» и ст. 39 Конституции РК «Ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные … статьей 22…» .:

законодательство Казахстана безальтернативно ставит право человека открыто исповедовать религию в зависимость от наличия нескольких десятков, сотен и даже тысяч его единоверцев, а Уголовный кодекс ужесточает ответственность за нарушение этого недемократического положения.

Вопреки ст. 20 Конституции РК «Свобода слова и творчества гарантируется»:

в Уголовном кодексе расширены основания и сохранена санкция в виде трех лет лишения свободы за клевету, сохранена особая защита личных неимущественных прав государственных служащих высокого ранга. Более того, введена новая статья «Распространение заведомо ложной информации», предусматривающая наказание до десяти лет лишения свободы и не исключающая привлечение к ответственности за распространение мнений, взглядов, убеждений и предположений. Договорные обязательства по Международному пакту о гражданских и политических правах, а также рекомендации РК по Универсальному периодическому обзору в этой части не выполнены.

В Кодексе об административных правонарушениях РК сохранены все чрезмерные санкции в виде приостановления и закрытия СМИ за нарушения технического порядка, что прямо противоречит как ст. 20, так и ст. 39 Конституции РК.

Вопреки ст. 16 Конституции РК «Каждый имеет право на личную свободу»:

согласно нормам нового Уголовно-процессуального кодекса РК, задержанные подозреваемые не смогут в срочном порядке беспрепятственно быть заслушанными судом по поводу законности их задержания, как того требуют международные стандарты.

В ряде случаев положение осужденных к лишению свободы, значительно ухудшено по сравнению с действующим уголовно-процессуальным кодексом законодательством.

В принятом Парламентом УПК РК остаются противоречия между правом задержанных подозреваемых на немедленное и самостоятельное оповещение близких и положением, уполномочивающим следователя самому уведомить близких задержанного; при этом допускается отсрочка оповещения до 12 часов. Надзорный орган в лице прокуратуры уведомляется о факте задержания по-прежнему не сразу, а в течение 12 часов с момента составления протокола задержания. Задержанный не вправе уведомить о своем задержании защитника в момент задержания. Право на защитника у задержанного подозреваемого наступает с момента ознакомления его с постановлением о признании в качестве подозреваемого, т.е. не ранее чем через 3 часа после фактического задержания.

Вопреки ст. 17 Конституции РК «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию»:

Сообщения участников уголовного процесса о пытках, согласно новому УПК РК, расцениваются не как заявления о преступлении, а как жалобы «на действия и решения лиц, осуществляющих досудебное расследование». Нет независимого механизма расследования.

Это лишь небольшая часть выявленных представителями гражданского общества недостатков принятых кодексов. На всех стадиях работы над их проектами представители гражданского общества пытались привести нормы этих документов в соответствие с Конституцией Казахстана и принципами международного права в области прав человека, передовой зарубежной практикой и международными тенденциями в области обеспечения и защиты прав человека. Однако предложения и аргументация общественности большей частью были проигнорированы.

В связи с изложенным, мы просим Вас как гаранта незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина:

1. Наложить вето на принятые Парламентом страны Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан;

2. При определении разработчиков новых проектов кодексов исключить из их числа правоохранительные органы, как руководствующиеся узковедомственными интересами и стремлением максимально освободить себя от общественного контроля за их деятельностью;

3. Определить, что новые проекты кодексов должны пройти национальную общественную экспертизу для того, чтобы исключить из них нормы, продиктованные корпоративными и сиюминутными интересами, а также авторитетную международную экспертизу, например, Венецианской комиссии, на предмет соответствия ратифицированным Казахстаном международным договорам, в соответствии со ст. 4 Конституции страны.

Подписи:

1.         Международный Фонд защиты свободы слова «Әділ Сөз»

2.         Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

3.         Общественный фонд «Хартия за права человека»

4.         Общественный фонд «Международная Правовая Инициатива»

5.         Общественный фонд «Фонд развития парламентаризма в Казахстане»

6.         Общественный Фонд «Аман-Саулык»

7.         Центр исследования правовой политики

8.         Ассоциация религиозных объединений Казахстана

9.         ОЮЛ «Союз кризисных центров Казахстана»

10.       Общественное Объединение «Эхо»

11.       Международный центр некоммерческого права

12.       Общественный фонд «Правовой медиа-центр»

13.      Общественный Фонд «Улагатты Жануя»

14.       Фонд «Тілші», Аскар Актлеуов

15.       Фонд «Журналисты в беде», Рамазан Есергепов, председатель правления

17.       Фонд «Журналисты в беде», Розлана Таукина, главный редактор газеты «Слово народа»

18.       Движение пенсионеров «Поколение», Ирина Савостина, председатель

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА