В Узбекистане двое правозащитников осуждены по обвинению в торговле людьми
Выступая в суде, потерпевшие Эркин Эрданов и Фарход Пардаев сообщили, что Тиллаева не видели и он никакого отношения к ним не имеет. Они подтвердили, что просили Джуманиязова дать им адрес южноказахстанской фирмы, которая может устроить их на временную работу. Джуманиязов их безвозмездно связал с агентом по трудоустройству в Чимкенте (Казахстан). В материалах дела есть сведения о том, что Эрданов и Пардаев имели свободу передвижения, доступ к международной телефонной связи, им было предоставлено бесплатное жилье и питание, выплачена зарплата за 25 дней. По их просьбе из Казахстана на имя родственников в Узбекистане переводилась часть их зарплаты.
Тем не менее, этого небольшого содействия в трудоустройстве, а в случае с Тиллаевым – отсутствия какого-либо участия, оказалось достаточно, чтобы прокурор запросил для правозащитников 12 лет лишения свободы. Суд приговорил их к 10 годам и 8 месяцам лишения свободы и применил акт амнистии, принятый Сенатом Узбекистана. Окончательный срок наказания составил 8 лет и 3 месяца заключения.
Примечательно, что в суде активно выступил правозащитник Абдулло Тожибой-угли, который фактически солидаризировался с обвинением. С его стороны в адрес подсудимых сыпались такие выкрики и оскорбления, что судье даже пришлось призвать Тожибоя-угли отвечать только на вопросы суда и не давать оценку действиям подсудимых.
Фахриддин Хабибуллоевич Тиллаев родился 15 августа 1971 года в городе Байсуне Сурхандарьинской области Узбекистана. Гражданин Узбекистана. Женат. Имеет двоих детей. С 2003 года состоит в правозащитном центре «Мазлум». С 2005 года занимается защитой трудовых прав в Сурхандарьинской области. В 2012 году был одним из создателей Союза независимых профсоюзов для поддержки трудовых мигрантов (руководитель Абдулло Тожибой-угли).
Нуриддин Реимбергенович Джуманиязов родился 8 октября 1948 года, в городе Турткуле Каракалпакской АССР, Узбекистан. Гражданин Узбекистана. Разведен. Имеет двоих детей. С 2003 года состоит в правозащитном центре «Мазлум», один из его учредителей. В 2012 году принял участие в создании Союза независимых профсоюзов для поддержки трудовых мигрантов и возглавил его Ташкентское отделение. Между тем, AHRCA обращает внимание на чрезмерную скорость следственных мероприятий, проведенных с грубыми нарушениями уголовно-процессуального кодекса Узбекистана. В частности, Тиллаева и Джуманиязова арестовали 2 января 2014 года с санкции суда, но в материалах дела арест датирован 4 января. Очная ставка между Тиллаевым и Джуманиязовым была проведена 14 февраля 2014 года, и в тот же день им предъявили обвинение, провели и завершили дознание, дело передали в прокуратуру, не дав обвиняемым и адвокатам времени на ознакомление с уголовным делом.
По словам Тиллаева, к нему применялись пытки. 21 января 2014 года во время встречи с адвокатом Полиной Браунерг Тиллаев сказал, что его правое ухо не слышит и периодически кровоточит. Затем он сообщил, что его часами принуждали стоять под краном, откуда на его голову капала вода. Это вызывало сильнейшую головную боль. Кроме того, ему втыкали иглы между пальцами рук и ног.
Узнав о пытках, адвокат в тот же день письменно обратилась к следователю с ходатайством о судебно-медицинской экспертизе. Но ответ следователя получила лишь 5 марта. Он сообщил, что направил ее ходатайство в Таштюрьму, где содержится Тиллаев, и только администрация тюрьмы может его рассмотреть. В случае отказа защитник может направить запрос начальнику следственного управления МВД Узбекистана. Вероятно, таким образом следователь пытается затянуть назначение судебно-медицинской экспертизы, чтобы суд не имел возможности принять во внимание жалобы на применение пыток.
О дате суда Полина Брауберг узнала днем 5 марта, причем совершенно случайно, когда по другому делу зашла в Шайхантаурский суд по уголовным делам. Процесс был назначен на 11 утра, но начался после 13 часов и продлился до 17 часов. Ход судебного разбирательства записывал на видео оператор первого канала узбекского телевидения.
По словам свидетелей, прокурор не была знакома с уголовном делом и просмотрела его из рук судьи Санжара Мухаммадова. В тот же день прокурор зачитал обвинение, и суд объявил прения. В конце судебного заседания был оглашен приговор.
AHRCA отмечает, что судебный процесс над правозащитниками Фахриддином Тиллаевым и Нуриддином Джуманиязовым не был независимым и беспристрастным: отсутствовало равенство сторон и господствовал обвинительный уклон, то есть суд фактически поддерживал обвинение. В таких условиях доказательства не могли быть исследованы.
Кроме того:
- защита всего один день имела возможность присутствовать при следственных действиях и 5 часов - в суде;
- у Тиллаева и Джуманиязова не было времени для ознакомления с материалами дела, что нарушило их право на защиту;
- суд рассмотрел дело чрезмерно быстро. Он принял беспочвенные доказательства обвинения, которое опиралось только на показания потерпевших, причем последние не смогли доказать, что подвергались насилию во время работы в южноказахстанской фирме;
- в материалах дела нет данных о запросах следствия в Казахстан, нет сведений о том, что потерпевшим не платили за труд, что работодатели удерживали их и лишили права на свободное передвижение, нет других квалифицирующих признаков такого преступления, как торговля людьми.
AHRCA направила сообщение о процессе над Тиллаевым и Джуманиязовым Верховному комиссару ООН по правам человека, спецдокладчикам ООН по вопросу о положении правозащитников, по вопросу независимости судей и адвокатов, по вопросу пыток, спецдокладчикам ЕС по странам Центральной Азии и по правам человека, а также правительствам демократических стран. Ассоциация просит призвать правительство Узбекистана выполнять ратифицированные им международные соглашения в области прав человека, включая Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Международный пакт о гражданских и политических правах.