ПАУ: Конституционный суд Узбекистана впервые принял заявление от правозащитников
Утром 31 января на заседании Конституционного суда Узбекистана было принято к производству заявление правозащитницы Аделаиды Ким. Это уникальный случай, заявляет лидер Правозащитного альянса Узбекистана (ПАУ) Елена Урлаева.
По ее словам, Аделаида Ким рассказала в своем заявлении о несоответствии судебных постановлений, отказывающих в рассмотрении жалоб на произвол милиции, статье 44 Конституции Узбекистана, которая закрепляет право граждан обращаться в суд на незаконные действия должностных лиц.
Аделаида Ким (слева) и Елена Урлаева
Причиной обращения в КС стал инцидент, произошедший с Ким и Урлаевой 13 мая 2013 года. Утром того дня они пришли к Монументу мужества, где правозащитники ежегодно возлагают цветы в память жертв трагических событий в Андижане в мае 2005 года. Женщины молча положили у подножия памятника два букета цветов и тут же ушли. Но через двести метров их неожиданно остановили сотрудники милиции в гражданской одежде. Они силой усадили правозащитниц в свой автомобиль и увезли в Мирзо-Улугбекский отдел внутренних дел, где, ничего не объясняя, продержали до вечера.
Возмущенная таким отношением Аделаида Ким подала жалобу в Мирзо-Улугбекский гражданский суд. Процесс шел несколько месяцев, в итоге было вынесено решение об отказе в рассмотрении этого дела. Ким обращалась в другие инстанции, в том числе в Верховный суд, Генпрокуратуру и Аппарат президента республики, но так и не смогла обжаловать действия милиционеров и судей. Конституционный суд стал последней инстанцией, где правозащитница рассчитывает добиться справедливости.
Заседание КС длилось около 20 минут. Судья П.Хусанова расспросила об обстоятельствах дела, после чего обещала сделать по заявлению Ким экспертное заключение.
Елена Урлаева надеется, что теперь гражданские суды будут принимать меры к милиционерам, которые незаконно задерживают граждан, в первую очередь, правозащитников. Аделаида Ким собирается подать в КС еще одно заявление, в котором поднимет вопрос о законности практики получения выездных виз и потребует ее отмены.