7 january 2025




Новости Центральной Азии

Узбекистан: Сенаторы намерены амнистировать 92 тысячи человек; политзаключенных это не касается

По сообщениям узбекских СМИ, 12-13 декабря в ходе тринадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса (парламента Узбекистана) может быть принято постановление об амнистии-2013, приуроченное к 21-й годовщине Конституции страны.

Список узбекских граждан, подлежащих досрочному освобождению из мест заключения благодаря акту помилования, в этом году, как пишут СМИ, расширится: если в предыдущем году амнистия была применена в отношении 68.809 лиц, то в нынешнем предусмотрено увеличить их число до 92.204 (на 34%). Для сравнения: в 145-миллионной России в этом году собираются амнистировать 30-35 тысяч человек – об этом информируют депутаты Госдумы России.

Из общего числа досрочно амнистированных в декабре прошлого года граждан 42.649 были освобождены от уголовной ответственности и дальнейшего наказания, а 26.160 - сокращены сроки наказаний, и им даже была выделена материальная помощь в размере почти 900 миллионов сумов (примерно по 34.403 сума, или по $12, на брата).

В своей речи, посвященной Дню Конституции, директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека Акмаль Саидов, «манекен» в президенты по прошлым президентским выборам и известный в стране теоретик-оратор по «защите» гражданских прав, с гордостью подчеркнул: «За годы независимости 23 раза были объявлены амнистии. В результате более 147 тысяч человек были освобождены из мест лишения свободы».

По словам Саидова, подобные достижения, приведшие к «существенному сокращению количества повторных преступлений», стали «результатом системной работы по социальной адаптации лиц, освобожденных из тюрем со стороны государственных и правоохранительных органов, неправительственных организаций и махаллей – органов самоуправления граждан».

В качестве подтверждения успехов в заданном направлении позиционирующий себя «правозащитником №1» в стране юрист Саидов опирается на данные неправительственной организации «Международная тюремная реформа» и «высокую оценку» тенденции «последовательного сокращения тюремного населения в Узбекистане» со стороны ее почетного президента баронессы Штерн.

Так, со слов директора узбекского правозащитного института, «сокращение тюремного населения позволило улучшить условия содержания заключенных и приведение их в соответствие с международными стандартами. На сегодняшний день на 100 тыс. населения (в 30-миллионном Узбекистане – прим. авт.) приходится 152 заключенного. В то время как в США - 716, в России - 475, а Англии и Уэльсе – 148» (Википедия приводит немного другие данные, но не принципиально различающиеся - ред.).

Печально прославившийся неадекватным поведением на ноябрьском заседании Комитета ООН против пыток глава узбекской делегации Саидов продолжает бравировать, что «сегодня тюрьмы Узбекистана заполнены всего на 80%, а за последние 10 лет тюремное население в нашей стране сократилось в два с половиной раза».

По его утверждению, единственная колония для несовершеннолетних заполнена всего лишь на 10%.

«Это означает одно – в Узбекистане нет проблемы переполненности тюрем, тогда как во многих европейских странах наблюдается переполненность тюрем», - цитируют издания слова Саидова.

«Его пафосные утверждения, что «Узбекистан добился такого сокращения тюремного населения за счет либерализации уголовно-процессуального законодательства, декриминализации уголовного законодательства, в том числе отмены смертной казни и введения пожизненного заключения только по двум статьям УК, а также введения института «хабеас корпус», в свете местных реалий звучат, по меньшей мере, иронично», - считают собеседники «Ферганы».

В прошлом году постановление об амнистии в связи с празднованием 20-й годовщины принятия Конституции было принято Сенатом Олий Мажлиса 5 декабря. Как ранее сообщалось, документом было предусмотрено «освобождение от наказания женщин, осужденных за впервые совершенное преступление, лиц, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет, мужчин, достигших 60-летнего возраста, и граждан иностранных государств».

Амнистии, согласно постановлению, также подлежали инвалиды (1 и 2 групп) и страдающие тяжкими заболеваниями. Более того – помиловали даже «лиц, впервые осужденных за участие в террористических организациях, не совершивших при этом тяжких преступлений и вставших на путь исправления»!

При этом было наложено табу на применение акта амнистии «к приговоренным к пожизненному заключению, осужденным за умышленное убийство, совершившим особо опасные преступления».

Напомним, что начиная с января 2005 года - начала деятельности двухпалатного парламента в Узбекистане, - право принимать решение о помиловании (по предоставлению президента) было передано от президента Сенату. Впервые Сенат применил это право в том же году - в честь 13-ой годовщины принятия Основного Закона.

Но все эти годы милосердный акт амнистии ни разу не был применен в отношении инакомыслящих политзаключенных, «религиозников» и независимых журналистов, большинство из которых томятся в застенках по заказным сфабрикованным делам.

Ни возраст, ни тяжелые болезни узников тоталитарного режима, ни возмущенные требования мирового сообщества срочного освобождения для узбекской власти определенно ничего не значат.

Именно поэтому, почти наверняка предполагая, что амнистия не принесет свободы политзаключенным, был объявлен сбор подписей за освобождение Мурада Джураева, который находится в заключении в Узбекистане почти 20 лет, с сентября 1994 года. В 1995 году он был приговорен к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима и конфискации имущества. На основании акта амнистии срок наказания был сокращен на три года.

Как сообщает Ассоциация «Права человека в Центральной Азии», незадолго до окончания срока Джураева осудили еще на три года по надуманному обвинению по ст. 221 Уголовного кодекса Узбекистана «Неповиновение законным требованиям администрации учреждения по исполнению наказания». Потом, в 2006 году, добавили еще три года по той же статье. 31 мая 2009 года срок опять был продлен на три года и четыре месяца (в том числе - за то, что «неправильно чистил морковь», работая на кухне). 13 ноября 2012 года истек четвертый срок заключения, но 4 декабря 2012 года Мурад Джураев опять был осужден - на три года и 24 дня лишения свободы по статье 221 УК РУз.

Оставить подпись за освобождение Мурада Джураева можно здесь.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА