Комитет министров Совета Европы назвал ситуацию с незаконными экстрадициями из России беспрецедентной
Программа «Право на убежище» (правовая помощь беженцам из Центральной Азии) Института прав человека сообщает, что 26 сентября 2013 года Комитет министров Совета Европы принял промежуточную резолюцию по результатам рассмотрения на своем 1179-м заседании отчета Российской Федерации об исполнении решений Европейского Суда по делам «группы Гарабаева» – такое общее название Страсбург присвоил категории дел, касающихся выдачи и высылки заявителей из России. В нее вошли 34 дела, рассмотренных Судом с 2007 по 2012 годы, первым из которых стало решение по делу Мурада Гарабаева (В 2002 году бывший бухгалтер ЦБ Туркмении Мурад Гарабаев был экстрадирован в Ашхабад по решению генпрокурора РФ Владимира Устинова. Однако после вмешательства ЕСПЧ, куда пожаловалась адвокат Гарабаева А.Ставицкая, выяснилось, что экстрадиция была незаконной, так как Гарабаев имеет двойное российско-туркменское гражданство, и его вернули в Москву и поместили в Лефортовский СИЗО, - ред.). В подавляющем большинстве случаев заявители обращались в Суд в связи с опасениями подвергнуться в государствах, требовавших их выдачи, пыткам и другим запрещенным видам обращения или наказания.
Сообщается, что глубокую озабоченность Комитета вызвали непрекращающиеся случаи похищения и незаконного вывоза из России заявителей ЕСПЧ, выдача или высылка которых была приостановлена в соответствии с Правилом 39 Регламента Суда в связи риском применения к ним пыток и другого запрещенного обращения в запрашивающих государствах.
В резолюции Комитета отмечено, что Суд в рассмотренных им делах уже устанавливал нарушение Россией ее обязательств по Конвенции в связи с такими похищениями. Учитывая количество сообщений о подобных инцидентах, Комитет министров назвал ситуацию беспрецедентной и напомнил, что ранее уже призывал власти РФ принять меры по защите заявителей, для которых существует угроза похищения и незаконного вывоза из страны.
Комитет с сожалением отметил, что меры общего характера, примененные российскими властями, оказались недостаточными для предотвращения похищений, в связи с чем срочно требуется принятие специальных эффективных мер. Между тем, власти РФ до сих пор не ответили на письмо Председателя Комитета министров от 5 апреля текущего года, в котором выражалась серьезная озабоченность в связи с сохранением прежней ситуации и напоминалось о неоднократных призывах к экстренному ее исправлению.
«Особое внимание обращено в резолюции на вывод Суда о том, что «внесудебная передача любого рода или чрезвычайная выдача являют собой абсолютное отрицание верховенства права и ценностей, охраняемых Конвенцией, поскольку в таких ситуациях имеет место преднамеренный обход надлежащих правовых процедур». Подчеркивается, что подобные инциденты влекут самые серьезные последствия как для российской правовой системы, так и для эффективности системы Конвенции и авторитета Суда в целом, - говорится в сообщении Елены Рябининой, руководителя Программы «Право на убежище». - Комитет министров призвал власти РФ обеспечить соблюдение верховенства права и обязательств, которые Россия взяла на себя как государство–участник Конвенции. Российским властям рекомендовано незамедлительно создать механизм, способный стать одновременно профилактическим и обеспечивающим эффективную защиту заявителям, в отношении которых Судом применены временные меры, от их незаконного удаления с территории России и из-под юрисдикции российских судов.
В связи с нынешней резолюцией Комитета министров напомним, что только в течение двух последних лет – начиная с августа 2011 г., – в России были похищены и незаконно вывезены с ее территории девять заявителей ЕСПЧ, защищенных Правилом 39 Регламента Суда от принудительного возвращения в государства, требующие их выдачи, или в иные государства, не связанные обязательствами по Конвенции. Именно этой проблеме посвящена значительная часть недавнего доклада Amnesty International «Возвращение к пыткам: экстрадиция, принудительное возвращение и выдворение лиц в страны Центральной Азии».
Напомним также, что последнее из похищений, жертвой которого стал гражданин Узбекистана Икромжон Мамажонов, произошло в Оренбурге 13 июня текущего года – ровно через неделю после того, как Комитет министров рассматривал проблему таких незаконных экстрадиций на своем 1172-м заседании.
Суд уже неоднократно признавал подобные незаконные высылки и выдачи нарушением Россией статьи 3 Конвенции, гарантирующей защиту от пыток и других видов запрещенного обращения, и статьи 34, в соответствии с которой государство-участник Конвенции обязано обеспечить любому лицу, находящемуся по его юрисдикцией, возможность беспрепятственного обращения в Европейский Суд с индивидуальной жалобой.
Поскольку же такие инциденты, фактически, приобрели системный характер, Суд в своем постановлении от 25.04.2013 г. по делу № 71386/10 «Савриддин Джураев против России» обязал Россию принять для их предотвращения как индивидуальные меры, так и меры общего характера. При этом Комитет Министров призван определить, действовало ли государство добросовестно и были ли меры эффективными. И хотя государство свободно в выборе средств достижения результата, Комитет министров будет оценивать, соответствуют ли они выводам Суда, изложенным в постановлении.
В свете этого остается добавить, что 9 сентября текущего года Европейский Суд отклонил запрос Правительства РФ о передаче дела Савриддина Джураева на рассмотрение Большой Палаты, и апрельское постановление вступило в силу. Это означает, что содержащиеся в нем выводы Суда и толкование Конвенции стали частью правовой системы Российской Федерации и обязательны для всех органов власти РФ.
Правозащитники, занимающиеся данной проблематикой, вместе с представителями заявителей, ожидающих рассмотрения своих жалоб Судом, будут продолжать внимательно отслеживать ситуацию, от развития которой прямо зависит безопасность их доверителей», - говорится в заявлении программы «Право на убежище».