Кыргызстан: Бизнесмен В.Хон пожаловался на Омурбека Бабанова в Комитет ООН по правам человека
В июле 2008 года племянник Бабанова, руководитель ОсОО «Мунай мырза базис» Сагадылды уулу Жаныбек заключил с Хоном договор о покупке нефтебазы за $5 млн. Эту сумму Жаныбек, а точнее - стоявший за ним Омурбек Бабанов, - должен был перечислить в течение трех дней с момента подписания документов. Хон, в свою очередь, в эти же сроки обязался передать покупателю все права на объект. Что и сделал, однако деньги на его счет так и не поступили.
«Много позже в беседе со мной Бабанов признался, что и не думал перечислять средства. На юридическом языке такие действия называются «рейдерским захватом» и в любой цивилизованной стране караются законом. Но только не в Кыргызстане: все судебные инстанции республики радеют за интересы политика, который, по данным кыргызскоязычных СМИ неоднократно возглавлял списки олигархов местного пошиба, но при этом не может/не хочет «поскрести по сусекам», чтобы расплатиться за нефтебазу», - пишет главный редактор «МК-Азия» Улугбек Бабакулов.
Хон был вынужден передать нефтебазу подставной бабановской фирме «АТЭК Ойл» на пять лет с арендной платой втрое ниже рыночной. Сегодня нефтебазой пользуются субарендаторы — племянник и сестра Бабанова, хотя «АТЭК Ойл» не имела права заключать договор субаренды: на объект наложен судебный арест. Срок действия кабального договора Хона с бабановской фирмой истекает в декабре 2014 года.
В период битвы за нефтебазу Хон пережил три покушения, одно из которых произошло в стенах парламента, где его ударили по голове и сломали ребро.
Понимая, что в родной стране справедливости не добиться, Хон решил обратиться в международные инстанции, тем более что Кыргызстан в свое время ратифицировал МПГПП, который обязывает обеспечить пострадавшему предпринимателю эффективную правовую защиту.
Хон и его адвокаты считают, что государство нарушило несколько статей МПГПП. Во-первых, не соблюден пункт 1 статьи 6, гарантирующий каждому человеку неотъемлемое право на жизнь, охраняемое законом: предприниматель не может свободно передвигаться по стране из-за возможной угрозы очередного покушения. Во-вторых, нарушены пункт 1 статьи 14, согласно которому любой гражданин имеет право «на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». Нарушена и статья 26, определяющая, что «все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона». На деле же Хон не может защищать свои права, поскольку беспристрастность и независимость киргизских судов носит декларативный характер. Валерий Хон надеется, что Комитет ООН по правам человека поможет в защите его прав.