The Independent публикует подробности о деле бывшего сотрудника британского посольства в Узбекистане
Британская газета The Independent публикует подробности о пытках, которым подвергся бывший сотрудник британского посольства в Ташкенте (Узбекистан) Каюм Ортиков. Напомним, что К.Ортикова в 2009 году приговорили к шести годам лишения свободы по статье 135 УК Узбекистана («торговля людьми»), однако в 2011 году он был освобожден. Как неоднократно рассказывал и он сам, и его супруга Мохира Ортикова, Каюма пытали, выбивая признание в шпионаже в пользу Великобритании.
Как пишет «Индепендент», 44-летний Каюм Ортиков, отец четверых детей, работал охранником в британском посольстве с 2004 по 2008 годы. Газета предполагает, что обвинение в «торговле людьми» строилось на том, что Ортиков пытался помочь некоторым родственникам устроиться на работу в России.
По словам Ортикова, он отказался стать осведомителем тайной полиции Узбекистана, и это привело к пыткам: от него требовали признания в шпионаже в пользу Великобритании. В течение нескольких месяцев после ареста в декабре 2008 года К.Ортикова подвешивали к потолку и избивали, оставляли голым в морозильной камере и поджигали газету на его гениталиях. В течение двух лет, что Ортиков провел в тюрьме, его ни разу не посетили британские чиновники. Как рассказал бывший охранник, «военная разведка и СНБ Узбекистана старались заставить сотрудников британского посольства работать на них в качестве осведомителей. Я сказал, что не собираюсь этого делать». И тогда Ортикова предупредили, что он еще ответит за свой отказ.
В октябре 2009 года жене Ортикова Мохире разрешили, наконец-то, навестить мужа. Женщина была потрясена: она еле узнала в заключенном своего мужа. Как рассказала Мохира правозащитникам, британские сотрудники посольства согласились встретиться с ней только спустя год после ареста Каюма. «Они очень тепло отнеслись ко мне, мне показалось, что они действительно хотят помочь, - рассказал Мохира. - Но потом я не слышала о них в течение полутора лет».
После освобождения Ортикова семье удалось уехать из Узбекистана, сейчас они живут на Украине. Дело Ортикова рассматривает Управление верховного комиссара по делам беженцев ООН. Каюм Ортиков беспокоился за безопасность своей семьи, думал, что огласка может повлиять на шансы семьи выехать в Великобританию. Однако теперь он комментирует действия британского посольства: «Чиновники не хотели портить отношения с правительством Узбекистана из-за меня и моего дела, - говорит Ортиков. - 2 февраля 2009 года они отправили письмо мне, в котором проинформировали, что я не являюсь больше сотрудником посольства. После этого, я думаю, их не волновало, что со мной случилось. Они меня бросили…»
Крейг Мюррей, бывший посол Великобритании в Узбекистане, охарактеризовал отношение Британии к делу Ортикова как «абсолютно ужасное», и обвинил правительство в том, что оно игнорирует нарушения прав человека в Узбекистане. Пресс-секретарь Foreign Office утверждает, что сотрудники посольства неоднократно обращались к властям Узбекистана по поводу дела Ортикова; представитель офиса премьер-министра тоже заявил, что сотрудники посольства были на связи с семьей Ортикова все время его заключения.
Семья Ортиковых обратилась к премьер-министру Дэвиду Кэмерону с просьбой разрешить им приехать в Великобританию, однако ответ до сих пор не получен.
Посольство Узбекистана в Лондоне выпустило заявление, в котором подтвердило: господин Ортиков был арестован по уголовному обвинению в торговле людьми, и попытка представить его жертвой пыток или придать его делу политическую окраску вызвана стремлением Ортикова получить статус политического беженца и получить пособие за счет британских налогоплательщиков.
Как рассказал Стив Свердлоу, эксперт по Центральной Азии и сотрудник Human Rights Watch, люди, связанные с западными посольствами, рассматриваются в качестве диверсантов, шпионов и подобных врагов государства. «Я очень хорошо помню день, когда впервые встретил Мохиру, жену Ортикова, - говорит он. - Она терпеливо прождала несколько часов, чтобы поговорить со мной: я находился в доме одного правозащитника на дальней окраине Ташкента, чтобы взять интервью у родственников жертв пыток. Мохира рассказала про пытки, которым подвергли ее мужа, когда он был арестован по ложному обвинению и обвинен в шпионаже в пользу британского правительства. По словам Мохиры, за те девять месяцев, что Каюма пытали, ни один британский дипломат не пришел его навестить».