Швеция: На суде по делу о покушении на имама Назарова допрошены супруги из Узбекистана
В шведском городе Сундсвалль 3 июня начались апелляционные слушания по делу о покушении на известного имама, политического эмигранта из Узбекистана Обида-кори Назарова. Как передает Uznews.net, шведский прокурор Кристер Петерссон представил суду обвинительное заключение на 823 страницах против уроженцев Узбекистана супругов Баходыра Пулатова и Нодиры Аминовой, которые подозреваются в пособничестве киллеру – предположительно Юрию Жуковскому, сумевшему после покушения скрыться в России. Три первых дня процесса были, в основном, посвящены допросу супругов.
Подозреваемые путались в показаниях и не могли привести доказательства своим словам. К примеру, когда прокурор рассказал суду, что Аминова выходила на связь с киллером уже с 2010 года, женщина ответила, что номер, по которому она звонила, принадлежал ее брату Умиду, но доказать существования этого своего родственника она не смогла. На вопрос прокурора: «Вы ездили в Стремсунд, чтобы встретиться с имамом?» - Аминова ответила, что они с мужем хотели посетить северный город Лапланд. Позже она сказала: «Мой брат Умид из Москвы просил, чтобы они встретились с Обидом-кори, вот мы и поехали».
По завершении допроса суд удалился на перерыв, следующее заседание назначено на 13 июня, вынесение решения ожидается 18 июня.
Между тем, Uznews.net приводит данные местного издания Thelocal.se о том, что появление в 2006 году Обида-кори Назарова и почти сотни его последователей в городке Стремсунд с примерно четырьмя тысячами жителей было очень заметным и стало поводом для множества столкновений на почве религиозной и национальной ненависти. По наблюдениям местных экспертов, закрытая организация Назарова, исповедующая консервативный ислам салафитского толка, категорически не принимает шведские нормы и устои жизни. В Стремсунде появились оскорбительные надписи, направленных против организации Назарова, а в 2008 году неизвестные подожгли его мечеть.
По мнению шведских журналистов, расследовавших покушение на Назарова, «узбекский след» - не единственная версия мотивов преступления: за попыткой устранения Обида-кори могли стоять и другие заинтересованные государства, например, Россия и США. В частности, мечеть Назарова стала привлекать к себе многих беженцев из Чечни, что не могло не встревожить Россию. Источник издания из правоохранительных органов Германии, занимающийся исламским радикализмом, сообщил, что появление чеченцев вокруг Назарова было замечено и его службой, и добавил, что его страна не хотела бы видеть этого имама на своей земле.
Алишер Ильхамов, ассоциированный научный сотрудник лондонской Школы восточных и африканских исследований (SOAS), в своем комментарии «Фергане» выразил несогласие с приведенными в статье Uznews.net точками зрения.
«Uznews.net со ссылкой на неизвестных «экспертов» по исламу, имена которых почему-то не приводятся, утверждает, что имам Обидхон Назаров и его последователи якобы исповедовали салафитский ислам. Весьма спорное утверждение. Признаками салафизма являются полное отвержение «западных» ценностей и демократии, а также весьма воинственное и непримиримое отношение к другим, более умеренным формам ислама, которые салафиты считают недостаточно чистыми. Иными словами, салафизм - это крайняя форма исламского фундаментализма. Ни того, ни другого мы не наблюдаем в случае Обидхона Назарова. Он не только никогда не выступал против демократических институтов, но и довольно часто давал интервью и участвовал в передачах Озодлик (узбекская служба Радио Свобода), ничего не говоря против демократии, и не допускал нападок на другие течения в исламе. Да, видимо, он и его сеть отличались консерватизмом, близким к «Таблиги Джамаат», но не более того.
Хотя салафизм и всякого рода радикальные формы исламизма были бы крайне нежелательными для Узбекистана и всей Центральной Азии, бороться с ними нужно не вешанием ярлыков на всех, кто носит длинные бороды или хиджаб, а утверждением свободы вероисповедания и гражданских свобод. Общество должно само выработать иммунитет по отношению к экстремизму. Когда правящий режим запрещает все и вся, общество атрофируется и становится не способным противостоять крайностям. В этих условиях государству не приходится ничего иного, как только усиливать репрессии и завинчивать всевозможные гайки. Это порочный круг.
Также считаю вероятность того, что здесь рука Москвы или Вашингтона, близкой к нулю. Не вызывает сомнения, что это дело рук узбекских спецслужб. Странно то, что Uznews.net выражает в этом сомнения. Надеюсь, суд примет соответствующее, справедливое, решение», - заключил Алишер Ильхамов.
Напомним, один из самых известных мусульманских лидеров Узбекистана Обидхон Назаров в 2006 году получил политическое убежище в Швеции, где жил в Стромсунде. 22 февраля 2012 года на него было совершено третье по счету за последние годы покушение: неизвестный человек выстрелил в Назарова несколько раз и скрылся. Состояние пострадавшего остается тяжелым, он до сих пор находится в коме. По данным следствия, преступление было совершено в период пребывания в Швеции Юрия Жуковского. Помогавшие ему Пулатов и Аминова были арестованы, но затем освобождены, так как обвинение не смогло предоставить необходимые доказательства их вины для того, чтобы вынести обвинительный приговор. Прокурор Петерссон высказал тогда крайнее удивление решением суда и заявил, что подаст апелляционную жалобу.