Россия: Гражданин Узбекистана оспорит российский закон в Конституционном суде
В Санкт-Петербурге 3 июня пройдет открытое заседание Конституционного суда России, на котором будет рассмотрено дело о проверке конституционности части первой статьи 237 («Возвращение уголовного дела прокурору») Уголовно-процессуального кодекса (УПК) Российской Федерации. Поводом к рассмотрению дела стали жалоба гражданина Узбекистана Баходира Гадаева и запрос Курганского областного суда, сообщает Legis.ru.
Как рассказал Гадаев Пятому каналу, в 2011 году он работал мясником в продуктовом магазине, где у него возник конфликт с одной из продавщиц, которая решила переложить на Гадаева ответственность за недостачу мяса, которое сама же и украла. На помощь позвала своего мужа – сотрудника частного охранного предприятия, который сначала велел узбекистанцу извиниться перед его женой. Гадаев извинился. Но охраннику этого оказалось недостаточно, и он несколько раз ударил трудового мигранта, а затем выхватил свой газовый пистолет и восемь раз выстрелил в Гадаева с расстояния вытянутой руки, в результате чего приезжий чуть не погиб и лишился правого глаза.
Охранник был осужден на три года тюрьмы. По мнению Гадаева, это маленький срок, он заподозрил судебную систему России в предвзятости по национальному признаку. «Если бы я так сделал, мне дали бы не меньше десяти лет. Думаете, это справедливо?» - вопрошает гражданин Узбекистана.
Его адвокат Валерьян Асланзия считает, что восемь выстрелов в упор, пусть из газового пистолета, - это покушение на убийство, а не причинение тяжких телесных повреждений, за что и был осужден охранник. Он ходатайствовал о замене осужденному статьи на более суровую, но ему отказали, сославшись на принцип, по которому дела пересматриваются только в сторону сокращения тюремного срока.
«Суд говорит: «Мы не имеем право ухудшать положение подсудимого». Но, если по аналогии, могут ухудшать положение потерпевшего?» - замечает адвокат.
Как поясняет Legis.ru, Гадаев и его адвокат пытаются оспорить норму УПК, которая предоставляет суду право вернуть уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом. Они считают, что эта норма нарушает конституционные права потерпевших, не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, исключает постановление законного, обоснованного и справедливого приговора. Исходя из этого, они требуют признать указанную норму не соответствующей тринадцати статьям Конституции России.
Поскольку первое ходатайство Гадаева о возвращении дела прокурору для предъявления подсудимому более тяжкого обвинения суд отклонил, вынесенный впоследствии приговор был оставлен в силе. Курганский областной суд проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции и пришел к выводу, что оспариваемые нормы не позволяют вернуть дело по основаниям, допускающим или предполагающим в дальнейшем возможность ухудшения положения обвиняемых. Он приостановил производство по делу и обратился с запросом в Конституционный суд.
Если Конституционный суд встанет на сторону Гадаева, то охранник, уже отсидевший два года в тюрьме, может получить новый срок – по более тяжкой статье.