Шведские и узбекские журналисты обнародуют предполагаемые доказательства прямой связи Гульнары Каримовой с компанией TeliaSonera
22 и 29 мая 2013 года по шведскому общественному телевидению будет показана программа из серии «Миссия: расследование» («Uppdrag Granskning», «Mission: Investigation»), посвященная отношениям дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой и шведско-финской телекоммуникационной компании TeliaSonera. Это совместный проект шведских журналистов и журналистов узбекской службы «Радио Свобода» («Озодлик»).
Расследование основано на документах, которые, возможно, доказывают, что Гульнара Каримова принимала непосредственное участие в сделках «ТелиаСонеры» с узбекским правительством.
Печатные документы на русском языке с чьими-то пометками (см. здесь), сделанными от руки, содержат свидетельства некоего торга, происходившего летом прошлого года. Результаты независимой графологической экспертизы, проведенной израильскими и шведскими специалистами, гласят, что этот почерк с высокой долей вероятности (75%) может принадлежать именно Гульнаре Каримовой.
Пакет документов (оригиналов) был передан журналистам из «Миссии: расследование» анонимным курьером, который действовал от имени некоего «Александра». Этот «Александр» связывался со шведскими журналистами по электронной почте и, казалось, был хорошо осведомлен о нюансах работы «ТелиаСонеры» в Узбекистане.
Подлинность документов не может быть подтверждена независимой экспертизой. Но большая часть их содержания, в том числе списки сотрудников, которые ранее нигде не публиковались, а также данные о состоянии некоторых счетов в швейцарских банках, были перепроверены шведскими журналистами и сотрудниками «Озодлик», и выяснилось, что эти данные корректны.
В документах, которые будут продемонстрирован на общественном шведском телеканале SVT, говорится, что «ТелиаСонеру» склоняют к уплате крупных взяток в обмен на защиту от узбекских правительственных агентств и на приток новых клиентов. Из этих документов видно, как Гульнара Каримова (если это она) лично диктует, на каких условиях должны быть проведены переговоры.
Программа «Миссия: расследование» уже подготовила серию репортажей по поводу «ТелиаСонеры», которая обвиняется в выплате свыше $300 млн взяток лицам, связанным с Гульнарой Каримовой, чтобы получить доступ на узбекский телекоммуникационный рынок в 2007 году. Именно из-за скандала со взятками генеральный директор TeliaSonera Ларс Нюберг (Lars Nyberg) 1 февраля 2013 года ушел в отставку: компания оказалась в центре пристального внимания шведского и финского правительств, которые начали расследовать деятельность «ТелиаСонеры» в Узбекистане.
Согласно обнаруженным документам, TeliaSonera предположительно платила взятки летом 2012 года. Так, например, в одном из документов подтверждается, что «ТелиаСонера» заплатит единовременно $5 млн в обмен на 2 млн новых мобильных номеров. Это косвенно объясняет причину, почему узбекские власти летом 2013 года аннулировали лицензию «Уздунробиты», дочерней компании МТС, оставив 9.000.000 узбекских абонентов без связи.
В документах говорится о требовании выплатить $15 млн на «сопровождение» пяти основных государственных структур: Государственной налоговой инспекции, таможни, Антимонопольного комитета, Государственной инспекции связи и Министерства внутренних дел. Из документов следует, что «ТелиаСонера» попыталась сбить цену, говоря о возможности защиты лишь от двух из пяти государственных структур, в ответ ей предлагали дополнительную конвертацию $5-6 млн в месяц, не предусмотренную первоначальным договором. Некто, чей почерк так похож на почерк Гульнары Каримовой, указывает партнерам по переговорам с «ТелиаСонерой»: «Не давите пока!»
Документы также показывают, что «ТелиаСонеру» узбекские партнеры просили спонсировать ряд культурных инициатив, в том числе фестиваль моды и искусства Style.uz, который ежегодно проводится в Ташкенте. Рукописные комментарии требуют проводить подобные платежи отдельно и ни при каких обстоятельствах не упоминать «Фонд Форум». Узбекский филиал компании TeliaSonera, Ucell, действительно, был официальным спонсором Style.uz в 2011 и 2012 годах.
В пакете документов были и те, что относятся к близким соратникам Каримовой, например, к Гаяне Авакян. Напомним, что Авакян возглавляет компанию «Такилант», которая обеспечила «ТелиаСонере» выход на узбекский рынок в обмен на $230 млн. Сейчас Авакян - одна из четырех подозреваемых в рамках расследования дела об отмывании денег. Сотни миллионов долларов активов Takilant были заморожены на счетах в банках и в Швеции и Швейцарии.
В документе от 8 августа 2012 года говорится, что Авакян, которая перерегистрирует несколько счетов в швейцарском банке, интересуется, нужно ли перевести какие-то средства в другие «структуры». Каримова (если это ее почерк) диктует «не трогать» банк, но возмущается, что период перерегистрации слишком долгий и добавляет: «С такой скоростью мы потеряем все!».
Гульнара Каримова не ответила ни на один вопрос журналистов «Mission: Investigation».
TeliaSonera отрицала, что вела какие-либо деловые переговоры с Г.Каримовой. И.о. генерального директора Пер-Арне Бломквист (Per-Arne Blomquist),, который до отставки Нюберга занимал пост главного финансового директора компании в течение пяти лет, признал, что TeliaSonera была вовлечена в реализацию инициатив Фонда Форум. Но он отклонил любые неблаговидные отсылки к участию Каримовой в сделках. Бломквист признал, что компания Takilant летом 2012 года предложила «ТелиаСонере» разнообразные консультационные услуги, но признал, что TeliaSonera отклонила большинство предложений, в том числе и заплатить $15 млн за «защиту».
«TeliaSonera как компания не участвует ни в чем, что можно назвать «культурой взяток», в том числе и в Узбекистане, - сказал Бломквист. - У нас нулевая терпимость к коррупции, и если мы обнаружим что-то подобное у себя, мы с этим боремся».