Афганистан: Боевики ИДУ попытались захватить «Туркестанский банк воды» на границе с Туркменистаном
В северной афганской провинции Фарьяб боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ) попытались захватить водоресурс, который неофициально носит название «Туркестанский банк воды» и важен не только для Фарьяба, но и для соседнего Туркменистана, а также для Узбекистана. Об этом заявил 8 мая начальник полиции Фарьяба Набиджан Мулахель в интервью Deutsche Welle.
По словам Мулахеля, боевые действия развернулись в трех уездах провинции, небольшие отряды боевиков захватили несколько сел с пунктами местной самообороны. Тысячи местных жителей были вынуждены бежать из родных мест. Основная ударная сила нападавших - иностранцы: чеченцы и узбеки, входящие в состав ИДУ, а также афганские таджики, туркмены и пуштуны. Правительственным силам удалось вытеснить боевиков из занятых ими кишлаков. Нападавшие скрылись в высокогорных районах Фарьяба.
По данным лидера туркменской Республиканской партии в изгнании Нурмухаммеда Ханамова, происходящее в Фарьябе очень тревожит жителей приграничных районов Туркмении. «Спецотряд, состоящий из боевиков, пришедших из Центральной Азии и с российского Северного Кавказа, своей оснащенностью и подготовкой превосходит не только боевиков ИДУ, но и части афганской армии», - отметил оппозиционер.
По его словам, ситуация в Афганистане подстегнула Туркмению принять деятельное участие в обсуждении вопросов защиты границ региона на афганском направлении во время встречи в конце марта в Казахстане глав пограничных служб республик Центральной Азии. Туркменские спецслужбы ведут активную агентурную работу среди афганских туркмен.
«В Ашхабаде опасаются, что рядом с границей среди афганских туркмен могут сформироваться группировки из недовольных режимом в Туркмении, к которым может примкнуть молодежь из самой Туркмении и других стран Центральной Азии, и которых может привлечь на свою сторону либо ИДУ, либо туркменская политическая оппозиция», - пояснил Ханамов.
Между тем, по словам Набиджана Мулахеля, на туркменской стороне никакого усиления пограничных мер не наблюдается, и контактов с туркменскими коллегами в связи с эскалацией напряженности в провинции пока не было.