США соболезнуют родным жертв Андижанской трагедии. HRW критикует Запад за лояльность к узбекским властям
Посольство США в Узбекистане распространило 13 мая заявление в связи с восьмой годовщиной трагических событий в Андижане.
«В связи с трагедией, которая произошла в этот день восемь лет назад в Андижане, Соединенные Штаты Америки вновь выражают свои соболезнования членам семей, друзьям и коллегам всех тех, кто погиб или пострадал в результате тех печальных событий. Прошествие времени может облегчить процесс исцеления, только если сопровождается искренним диалогом, примирением и подотчетностью», - говорится в заявлении.
Напомним, по версии узбекских властей, в ночь на 13 мая 2005 года и в течение следующего дня в Андижане был совершен вооруженный захват тюрьмы и ряда правительственных зданий. В ходе нападения 12 работников правоохранительных органов были убиты, было захвачено 334 единицы оружия. Правоохранительные органы Узбекистана сообщали, что террористы взяли в заложники в общей сложности 70 человек, 15 заложников были убиты. Позже в Андижан были введены войска. По официальным данным, в ходе андижанских событий погибли 187 человек.
По данным узбекской оппозиции и правозащитников, в Андижане погибло не менее 700 человек, большинство из них - безоружные граждане, пришедшие на митинг к захваченному мятежниками зданию. Как утверждают оппоненты президента Ислама Каримова, военные расстреливали всех без разбора, в том числе, женщин и детей. В 2006 году на западных сайтах был размещен 70-минутный видеофильм об андижанских событиях, подтверждающий версию о том, что большинство участников митинга были безоружными мирными жителями, среди которых были женщины и дети. В том числе — жены 23 бизнесменов, арестованных по обвинению в религиозном экстремизме и членстве в запрещенном движении «Акрамия», суд над которыми стал причиной акций протеста, имевших трагический финал.
В дальнейшем не менее 358 человек были осуждены на большие сроки закрытыми судами; получить подробный текст приговоров не удается ни родственникам осужденных, ни адвокатам, ни правозащитникам; в розыске находятся свыше ста человек, которых власти Узбекистана подозревают в причастности к андижанским событиям; с 2005 по 2008 годы не менее 125 подозреваемых по андижанскому делу были задержаны в странах СНГ. Официально экстрадированы лишь 8 задержанных, не менее 74 человек были принудительно возвращены в Узбекистан, минуя процедуру экстрадиции.
Страны Евросоюза потребовали проведения независимого расследования андижанских событий с участием иностранных экспертов. Но Узбекистан отказал ЕС, заявив, что подавление андижанского мятежа – внутреннее дело Ташкента, и нечего Европе вмешиваться во внутренние дела независимой республики. В ответ Евросоюз решил ввести против Узбекистана санкции: эмбарго на поставку в эту республику любого оружия, военной техники и другого оборудования, которое может быть использовано властями для внутренних репрессий; сокращение финансовой помощи и введение ограничений на торговлю с Узбекистаном; запрет на въезд в страны Евросоюза 12 высокопоставленным узбекским чиновникам, которые несли ответственность за гибель людей в Андижане. В числе «персон нон-грата» оказались министр внутренних дел Закир Алматов, министр обороны Кадыр Гулямов и глава Национальной службы безопасности Рустам Иноятов.
Запад надеялся, что Ташкент, оставшись в изоляции, начнет исправлять ситуацию с правами человека. Но этого не произошло: пытки в тюрьмах и во время следствия продолжаются, политические заключенные на свободу не выпущены, узники совести, арестованные по религиозным мотивам, подвергаются страшным унижениям и издевательствам, свободы слова в стране нет. Более того, цензура СМИ усилилась, тотальный характер принял технический запрет на чтение в Интернете независимой информации. С тех пор пользователи из Узбекистана не имеют прямого доступа к нескольким сотням веб-сайтов. Блокируются как веб-ресурсы партий, движений и организаций, оппозиционных правительству, так и независимые СМИ, распространяющие альтернативную информацию о событиях в Узбекистане. В их числе - и интернет-портал информагентства «Фергана». Из Узбекистана были изгнаны почти все зарубежные НПО, сотрудники большинства иностранных СМИ, страну покинули независимые журналисты, правозащитники подвергаются систематическим арестам и задержаниям.
В октябре 2009 года, желая наладить с Узбекистаном «газовые» контакты, ЕС снял все санкции. Что касается США, то их попытки настоять на проведении международного расследования завершились тем, что в июле 2005 года Ташкент объявил о запрете ночных полетов тяжелых транспортных самолетов США с базы в Ханабаде, после чего американские военные вынуждены были передислоцировать свои самолеты на афганскую базу в Баграме. В последнее время, преследуя геополитические интересы, США стараются дружить с Узбекистаном. Международного расследования андижанских событий так и не проведено.
В связи с годовщиной трагедии в Андижане 13 мая 2013 года международная правозащитная организация Human Rights Watch призвала США и Евросоюз потребовать от властей Узбекистана реального улучшения ситуации с правами человека, а в случае отказа вновь ввести санкции, например, визовые ограничения. «Глава безжалостной Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана Рустам Иноятов будет хорошим первым кандидатом. Он был в санкционном списке ЕС в 2005 году и продолжает контролировать учреждения, ответственные за многочисленные пытки заключенных», - отмечают представители HRW Стив Свердлов и Хью Уильямсон в своей статье «Массовое убийство, которое не должно кануть в Лету».
Свердлов и Уильямсон критикуют страны Запада, которые, преследуя свои геополитические интересы, до сих пор не добились от Узбекистана независимого расследования Андижанской трагедии и готовы уступать ему в правозащитных вопросах, «выбрав видеть стакан наполовину полным по правам человека, несмотря на многочисленные свидетельства обратного».
«Принятое недавно Международным Комитетом Красного Креста (МККК) решение отказаться от посещения узбекских тюрем подрывает такой подход, возникает следующий вопрос: в какой момент ЕС признает, что не имеет никакого влияния на Узбекистан в области прав человека, и изменит свою стратегию?», - вопрошают представители Human Rights Watch.
HRW считает, что Запад должен предъявить узбекскому правительству и добиться выполнения им следующих требований:
- освободить всех осужденных правозащитников, журналистов и политических заключенных;
- обеспечить беспрепятственную работу неправительственным организациям в стране;
- в полной мере сотрудничать со всеми соответствующими специальными органами ООН, мониторящими вопросы прав человека;
- гарантировать свободу слова и средств массовой информации;
- соблюдать конвенции против принудительного и детского труда, в том числе в полной мере сотрудничать с Международной организацией труда;
- привести избирательные процессы в соответствие со стандартами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
* * *
Подробнее об Андижанской трагедии, свидетельства очевидцев, комментарии аналитиков и другую информацию можно прочитать в спецпроекте «Ферганы» Андижан-2005.