7 january 2025




Новости Центральной Азии

Страсбург обязал Россию выплатить 36 тысяч евро Савриддину Джураеву за его похищение и вывоз в Таджикистан

Европейский Суд по правам человека 25 апреля вынес по делу №71386/10 «Савриддин Джураев против России» постановление, которым обязал российские власти выплатить гражданину Таджикистана 30 тысяч евро компенсации за моральный вред и 5920 евро в качестве компенсации расходов и издержек, сообщает руководитель программы «Право на убежище» Института прав человека Елена Рябинина.

Напомним, находящийся под защитой УВКБ ООН и получивший временное убежище в России гражданин Таджикистана Савриддин Джураев, 1985 года рождения, исчез в Москве в ночь с 31 октября на 1 ноября 2011 года. Спустя две недели правозащитники узнали, что Джураев уже содержится под стражей в Худжанде и что привезли его туда не позднее 9 ноября, а перед этим он несколько дней находился в Душанбе.

Ранее Джураев провел 1,5 года в СИЗО-4 Москвы под экстрадиционным арестом в связи с запросом таджикских властей о его выдаче для уголовного преследования. Суть обвинений сводилась к тому, что в 1992 году 7-летний Савриддин, «… используя начало гражданского противостояния и возникшего хаоса в республике, с целью дестабилизации политической обстановки Республики Таджикистан и незаконного присвоения должностных полномочий государственных силовых органов…», примкнул к радикальным исламистам и с тех пор с ними не расставался. Генпрокуратура России вынесла постановление о его экстрадиции на основании представленных таджикской стороной документов, несмотря на множество содержащихся в них очевидных противоречий. Решение о выдаче, после его безуспешного обжалования, вступило в силу, но не подлежало исполнению, так как еще 7 декабря 2010 года экстрадицию Джураева приостановил Европейский Суд, удовлетворив ходатайство защиты о срочном применении Правила 39 Регламента Суда в связи с тем, что на родине заявитель может подвергнуться пыткам. Но это не помешало исчезновению Джураева.

Страсбург установил, что власти России нарушили статью 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не защитив заявителя от риска подвергнуться пыткам и жестокому обращению: не предотвратили его похищения и принудительного вывоза в Таджикистан и не провели эффективного расследования этой операции, в которую были вовлечены представители государства-ответчика. Несоблюдение Россией обеспечительных мер, указанных Судом в соответствии с Правилом 39 его Регламента, повлекло также нарушение статьи 34, обязывающей власти государства-участника Конвенции не препятствовать эффективному осуществлению права лиц, находящихся под его юрисдикцией, на обращение в Суд с индивидуальной жалобой. Кроме того, в связи со значительными задержками рассмотрения жалоб заявителя на решения о продлении сроков его содержания под стражей во время экстрадиционной проверки, была нарушена статья 5(4) Конвенции, гарантирующая безотлагательный судебный пересмотр законности лишения лица свободы.

Европейский Суд счел, что обязательства России по исполнению решения по делу Савриддина Джураева не могут ограничиться выплатой ему компенсации. В ситуации, когда заявитель находится вне юрисдикции государства-ответчика, исправление допущенных нарушений Конвенции затруднено. Тем не менее, это не освобождает такое государство от обязанности принять все меры к тому, чтобы положить конец установленному нарушению Конвенции и исправить его последствия. Современный уровень развития международного права и международных отношений не позволяет считать невозможным принятие государством-ответчиком ощутимых мер к защите заявителя, находящегося под иностранной юрисдикцией, от существующих там угроз его жизни и здоровью. Учитывая сложившуюся в данном деле ситуацию, Комитет министров Совета Европы, надзирающий за исполнением решений Суда, может лучше оценить применимые здесь конкретные меры, которые должны быть «реально осуществимыми, своевременными, адекватными и достаточными для обеспечения возможности максимального возмещение за нарушения, установленные Судом».

Суд придает также особое значение необходимости принять общие меры, направленные на предотвращение новых подобных нарушений в будущем. Как отмечено в решении, содержащиеся в нем выводы подтверждают, что неоднократные похищения заявителей и их передача в страны назначения с преднамеренным нарушением правовых процедур сводятся к вопиющему неуважению к верховенству права и предполагает, что отдельные государственные органы выработали практику нарушения своих обязательств по соблюдению и национального законодательства, и Конвенции. Такое положение дел влечет самые серьезные последствия как для российской правовой системы, так и для эффективности механизмов Конвенции и авторитета Суда. В связи с этим, Суд указал на необходимость совершенствования внутренних средств правовой защиты и предупреждения их нарушений в вопросах экстрадиции, что требует принятия мер общего характера.

Для этого необходимо, во-первых, обеспечить заявителям эффективную защиту со стороны государства не только на законодательном уровне, но и на практике. Это особенно важно для лиц, чьей выдачи требуют страны, в которые ранее уже имели место незаконные принудительные высылки. Таким заявителям должен быть предоставлен облегченный доступ к компетентным представителям государства, которых они могли бы информировать о любой чрезвычайной ситуации, требующей срочных мер по обеспечению защиты.

Во-вторых, каждый случай нарушения указанных Судом обеспечительных мер (в частности, Правила 39 Регламента Суда) должен эффективно расследоваться – тщательно и в соответствии с установленными для таких расследований стандартами качества. Суд отметил, что существующие процедуры требуемых результатов не дают.

Защиту Савриддина Джураева в России осуществляла адвокат АБ «Мусаев и Партнеры» Дарья Тренина, его интересы в ЕСПЧ она представляла вместе с руководителем программы «Право на убежище» Института прав человека Еленой Рябининой.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА