ЕСПЧ запретил России экстрадировать гражданина Таджикистана и постановил выплатить ему 5 тысяч евро
18 апреля 2013 г. Европейский Суд по правам человека вынес постановление по делу «Азимов против России», в котором запретил России экстрадировать Исмона Азимова в Таджикистан и обязал власти РФ выплатить заявителю 5 тысяч евро за моральный вред и 6 тысяч евро в качестве компенсации расходов и издержек.
Исмон Азимов, 1979 года рождения, был задержан в Московской области в ноябре 2010 года: таджикские власти объявили его в розыск по обвинениям в причастности к «Исламскому движению Узбекистана» (ИДУ). Однако сам Азимов категорически отвергает свою принадлежность не только к этой запрещенной организации, но и к любым другим религиозным организациям. Как рассказала Елена Рябинина, руководитель программы «Право на убежище» Института прав человека, Исмон Азимов называет себя «этническим мусульманином», по мере возможности соблюдающим основные нормы ислама, но не более того.
По словам самого Азимова, причина обвинений связана с тем, что его брат - один из участников Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) времен гражданской войны в Таджикистане, - был дважды осужден за попытку свержения конституционного строя, несмотря на объявленную амнистию. Вся семья Азимова подвергалась давлению со стороны правоохранительных органов Таджикистана, они жили в постоянном страхе, ночные обыски были обыденным делом. В 2008 году Исмон присоединился к сторонникам таджикского оппозиционного движения «Ватандор» - и это тоже могло повлиять на предъявление ему обвинений.
После ареста в России Исмон обратился за статусом беженца, однако ему было отказано. В ходе обжалования отказа выяснилось, что экстрадиционное дело в отношении Азимова находится на контроле у президента России. В июне 2011 г. Генпрокуратура РФ вынесла постановление об экстрадиции Азимова, не дожидаясь окончания рассмотрения вопроса о статусе беженца. Это не помешало ни Московскому областному суду, ни Верховному Суду РФ признать решение о выдаче законным, нарушив тем самым принцип невозвращения искателей убежища в страну исхода.
Срок содержания Исмона Азимова под стражей истекал еще до пересмотра его экстрадиционного дела в Верховном суде, и решено было не допустить его освобождения: в последний день Долгопрудненский городской суд вынес постановление о выдворении Азимова, поскольку он перед арестом потерял паспорт и проживал в России без законных оснований. В результате, вместо освобождения Исмона перевели из СИЗО в спецприемник, где он и находится с ноября 2011 г. без какого-либо пересмотра законности лишения его свободы. В течение всего этого времени оба решения о его принудительном возвращении в Таджикистан – как по механизму экстрадиции, так и через административное выдворение, – исполнению не подлежали, т.к. 23 ноября 2011 г. Страсбург приостановил высылку Азимова в соответствии с Правилом 39 Регламента Суда до рассмотрения его жалобы по существу.
В вынесенном 18 апреля решении Европейский Суд указал, что власти РФ не рассмотрели должным образом заявлений Азимова о риске подвергнуться пыткам на родине – их гораздо больше интересовали тяжесть предъявленных ему обвинений и некоторые разночтения в представленных им сведениях: «Суд усматривает, что возможные несоответствия в истории заявителя могут иметь невинное объяснение. В связи с этим, Суд отмечает, что официальные экстрадиционные запросы таджикских властей также содержат несоответствия. Так, в них иногда упоминается другое лицо вместо заявителя. Перечень обвинений, вмененных заявителю, различается в разных версиях запросов о его выдаче. Российские суды сочли, что эти несоответствия являются «техническими ошибками» таджикской стороны и не влияют на действительность запросов. Вместе с тем суды значительно строже (вовсе не так снисходительно) отнеслись к несоответствиям в изложении событий заявителем, - говорится в решении Европейского суда. - Более того, Суд подчеркивает, что задачей национальных судов в таких делах является не отыскать несоответствия в показаниях иностранца или запутать его, но оценить на основании всех имеющихся в их распоряжении сведений, обоснованны ли объективно его опасения подвергнуться запрещенному обращению в стране назначения».
Суд установил, что содержание Азимова с целью выдворения было незаконным, т.к. не соответствовало декларируемым целям. Кроме того, суд установил, что принудительное возвращение заявителя в Таджикистан создаст риск нарушения статьи 3 Конвенции, в категорической форме запрещающей пытки. Согласно решению ЕСПЧ, в отношении Азимова были допущены нарушения статьи 5 Конвенции, гарантирующей право на свободу и личную неприкосновенность. Суд обязал власти РФ выплатить заявителю после вступления постановления в силу 5 тысяч евро компенсации за моральный вред и 6 тысяч евро в качестве компенсации расходов и издержек.