7 january 2025




Новости Центральной Азии

ИГНПУ: Мать незаконно осужденного уже три года пытается добиться пересмотра дела ее сына

Жительница махалли (квартала) «Гулбог» Наманганской области Дилбар Турабаева третий год не может добиться пересмотра дела ее сына - 29-летнего Рахмона Турабаева, который по сфабрикованному делу был осужден на 13 лет заключения, сообщает Инициативная группа независимых правозащитников Узбекистана.

По словам Турабаевой, ее сын был задержан 19 марта 2010 года по подозрению в причастности и членстве в религиозном течении «ваххабизм». В задержании участвовала дюжина сотрудников Уйчинского РУВД и УВД Наманганской области, часть которых была в масках и с автоматами. В тот же день были незаконно арестованы еще 45 молодых жителей махалли «Гулбог». Их приводили в местный судебный орган, где судья выносил в их отношении определения об аресте на десять суток по вымышленным обвинениям в хулиганстве, «неподчинении милиции» и так далее.

Затем арестованные из зала суда были доставлены в следственный изолятор (СИЗО) Наманганского городского Управления внутренних дел (УВД), где их подвергли жестоким пыткам, требуя признательных показаний по статьям 159 («Посягательства на конституционный строй Республики Узбекистан»), 216 («Незаконная организация общественных объединений или религиозных организаций»), 242 («Организация преступного сообщества»), 244-1 («Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку»), 244-2 («Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях») Уголовного кодекса Узбекистана.

Заставив задержанных подписать чистые бланки «по допросам», следователи Наманганского УВД отпустили 33 человека под подписку о невыезде. Под стражей оставили 13 верующих, которые были одноклассниками и окончили среднюю школу в 2001 году.

«Обвинительное заключение сфальсифицировал и фабриковал старший следователь следственного управления Наманганского УВД подполковник О.Рахимов, «согласовал» заместитель начальника Наманганского УВД полковником О.Долимов, «утвердил» зампрокурора Наманганской области Ш.Н.Аберкулов», - перечисляет глава ИГНПУ Сурат Икрамов.

28 июня 2010 года тринадцать одноклассников были осуждены на сроки от 9 до 14 лет заключения. На суде они заявляли, что в ходе следствия подвергались пыткам, их заставляли подписывать чистые листы бумаги, запугивали. Однако ни судья Мелихон Ташбоева, ни гособвинитель Д.Омонов на их слова не отреагировали.

Как сообщает С.Икрамов, судебный процесс проходил с грубыми нарушениями Уголовно-процессуального кодекса и международного права. Вина подсудимых не была доказана, но их «защищали» государственные адвокаты, не заинтересованные в оправдании своих подзащитных. По завершении суда сотрудники МВД пригрозили близким родственникам осужденных крупными неприятностями в случае обращения к правозащитникам и независимым журналистам.

В настоящее время Рахмон Турабаев отбывает срок наказания в колонии 64/51 города Касан Кашкадарьинской области. Его мать неоднократно письменно обращалась к президенту Исламу Каримову, сенатору по судебно-правовым вопросам парламента Узбекистана Светлане Артыковой, уполномоченному по правам человека Сайере Рашидовой, генеральному прокурору Рашиду Кадырову, председателю Службы национальной безопасности (СНБ) Рустаму Иноятову. Однако означенными адресатами ее письма не рассматриваются и направляются в учреждения, на которые Турабаева жалуется в своих обращениях, сетует ИГНПУ.

Отметим, что сообщения об осуждении жителей Наманганской области по обвинению в религиозном экстремизме и сопутствующим в таких случаях статьях в редакцию «Ферганы» поступали и ранее. Устойчиво представление о том, что Наманган является самым религиозным городом в Узбекистане. Не последнюю роль в закреплении такого представления сыграл тот факт, что лидер Исламского Движения Узбекистана Тахир Юлдашев и девять его сподвижников, которые были заочно приговорены к смертной казни, являются уроженцами Наманганской области. Судя по сообщениям ИГНПУ, власти Наманганской области перестраховываются, ломая жизни своим землякам, либо пытаются подтвердить этот негласный «религиозный статус».

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА