Human Rights Watch: В Кыргызстане исчез узбекский беженец
В столице Кыргызстана Бишкеке 18 февраля без вести пропал узбекский беженец Шухрат Мусин, сообщает Human Rights Watch.
По словам родных Мусина, он ушел из дома в полдень, получив звонок на свой мобильный телефон, и не вернулся, на звонки не отвечал. На следующий день жена беженца подала заявление в милицию, но до сих пор обнадеживающих новостей нет. Предположения о возможном аресте Мусина с целью депортировать в Узбекистан власти отвергают.
По данным HRW, Мусин бежал с семьей из Ханабада в 2008 году, опасаясь преследований по религиозным мотивам. В Узбекистане Мусину инкриминируются такие преступления, как терроризм, попытка свержения конституционного строя, участие в религиозной экстремистской организации. В 2009 году Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) признало его беженцем. Мусин жил в Бишкеке с семьей в ожидании переселения в третью страну.
Однако в Кыргызстане Мусина продолжали преследовать – уже местные власти. Так, в октябре 2010 года сотрудники Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) задержали беженца, получив запрос об экстрадиции от узбекских властей. Почти четыре месяца его держали под стражей ГКНБ, выпустили только в феврале 2011 года после того, как Генеральная прокуратура Кыргызстана отклонила запрос об экстрадиции на том основании, что УВКБ ООН предоставило Мусину статус беженца. В декабре 2011 года Мусин вновь задерживался сотрудниками службы безопасности, но был освобожден через несколько часов.
Тем временем другой узбекский беженец Хабибулло Сулайманов пытается оспорить решение о его экстрадиции в Узбекистан. Бишкекский городской суд планирует продолжить слушание по его делу 1 марта.
Правозащитники встревожены тем, что Мусина и Сулайманова отправят в Узбекистан, где они могут быть подвергнуты пыткам и жестокому обращению, широко распространенным в системе узбекского уголовного правосудия. Принудительная высылка в страны, где существует риск пыток и других видов бесчеловечного и унижающего достоинство обращения, нарушает обязательства Кыргызстана в соответствии со статьей 3 Конвенции против пыток, которая была ратифицирована в 1997 году. Между тем, напоминает HRW/. с 2005 года из Кыргызстана в Узбекистан были принудительно возвращены более десятка ищущих убежища.