ИГНПУ: В Узбекистане заключенному колонии намерены продлить срок по сфабрикованному делу
Жительница Самарканда Фарида Абдурахманова просит президента Узбекистана Ислама Каримова и руководителей силовых структур республики спасти ее сына от произвола руководства каршинской колонии 64/61, которая, по данным самаркандки, намерена увеличить срок заключения ее 36-летнего сына Санжара Нармурадова, сфабриковав дело по статье 221 («Неповиновение законным требованиям администрации учреждения по исполнению наказания») Уголовного кодекса страны, сообщает Инициативная группа правозащитников Узбекистана (ИГНПУ).
По словам Абдурахмановой, ее сын учился на третьем курсе Академии МВД в Ташкенте, где жил с женой и четырьмя детьми, когда 29 апреля 2000 года был арестован сотрудниками МВД по обвинению в причастности к запрещенной партии «Хизб ут-Тахрир». Было сфабриковано дело по статьям 159 («Посягательства на конституционный строй Республики Узбекистан»), 216 («Незаконная организация общественных объединений или религиозных организаций»), 244-1 («Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку»), 244-2 («Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях») Уголовного кодекса Узбекистана.
По данным ИГНПУ, во время проведения следственных действий Нармурадов подвергся жестоким пыткам с целью получения признательных показаний.
В августе 2000 года судья Джамбайского района Самаркандской области З.Атакулов приговорил Нармурадова к тринадцати годам лишения свободы с отбыванием срока наказания в колонии строго режима. Затем Атакулов пообещал родителям Нармурадова за полторы тысячи долларов США сократить срок приговора до десяти лет на апелляционном рассмотрении суда. Родители подсудимого обратились в Управление Службы национальной безопасности (УСНБ) Самаркандской области, и Атакулов был задержан с поличным при получении взятки, затем его осудили, но через год, по данным ИГНПУ, он освободился, дав взятку в $100 тысяч, и уехал в США,
Осужденный Нармурадов на протяжении почти 13 лет заключения часто подвергался пыткам со стороны надзирателей колоний за чтение намаза (молитвы) или за соблюдение религиозных обрядов. Повидавшись с сыном в 2009 году, Фарида Абдурахманова узнала, что его неоднократно жестоко избивал сотрудник колонии Шухрат Базаров, пинал по почкам до потери сознания, подвешивал за руки, бил по пяткам резиновой дубинкой. После пыток потерявшего сознание Нармурадова бросают в изолятор, где обливают водой, а когда он приходит в сознание, ему грозят убийством, если расскажет о жестоком обращении своим домочадцам.
Очередное свидание матери с сыном состоялось в начале января 2013 года. Санжар сообщил ей, что администрация колонии намерена увеличить ему срок заключения, который истекает 29 апреля 2013 года, путем возбуждения нового уголовного дела по статье 221. Об этом Нармурадову рассказал один из надзирателей колонии, он заявил, что живым его из колонии не выпустят.
Фарида Абдурахманова встревожена замыслом администрации колонии. Ранее она неоднократно отправляла письма с просьбой о помощи президенту Узбекистана, генеральному прокурору, председателю Верховного суда и омбудсмену, однако получала от них отписки или же письма оставались без ответа. Но она не оставляет надежд и снова обращается к Исламу Каримову и руководителям силовых структур республики с мольбой спасти ее сына, передает ИНГПУ.