КЗЖ: Турция лидирует в мире по количеству заключенных журналистов
В тюрьмах Турции содержатся, как минимум, 49 журналистов, говорится в специальном докладе Комитета по защите журналистов (КЗЖ, CPI).
По данным Комитета, число журналистов, находящихся в заключении по всему миру, достигло в 2012 году рекордно высокого уровня, отчасти ввиду распространенного использования обвинений в терроризме и других антигосударственных преступлениях против критично настроенных журналистов и редакторов изданий. В ежегодной переписи журналистов в тюрьмах по состоянию на 1 декабря КЗЖ указал 232 человека, что превышает цифру 2011 года на 53 человека.
Список КЗЖ представляет собой своего рода «моментальный снимок» лиц, находящихся в заключении по состоянию на 00:01 часов 1 декабря 2012 года. В него не вошли многие журналисты, заключенные под стражу и выпущенные на протяжении текущего года. Журналисты остаются в списке КЗЖ до тех пор, пока организация не установит с разумной степенью уверенности, что они освобождены или умерли, находясь под стражей. В список заключенных не входят также журналисты, исчезнувшие или похищенные негосударственными структурами, включая преступные банды или группы боевиков. Они считаются «пропавшими без вести» или «похищенными».
Широкомасштабное использование тюремного заключения в Турции, Иране и Китае довело общемировой показатель до максимального уровня с 1990 года, когда КЗЖ начал проводить всемирные обзоры. Власти каждого из трех государств, худших из мировых тюремщиков прессы, широко использовали туманно сформулированные законы об антигосударственной деятельности, чтобы заглушить диссидентские политические взгляды, в том числе выражаемые этническими меньшинствами.
Самыми распространенными обвинениями против журналистов в 2012 году по всему миру были обвинения в антигосударственной деятельности, в том числе терроризме, измене и подрывной деятельности. Согласно переписи КЗЖ, не менее 132 журналистов были подвергнуты тюремному заключению по такого рода обвинениям по всему миру. По всему миру 63 журналиста находятся под стражей без публично предъявленных обвинений.
В группе из 10 худших стран-тюремщиков журналистов находятся Вьетнам, Сирия, Эритрея, Азербайджан, Эфиопия, Узбекистан и Саудовская Аравия. В двух государствах из этой группы - Азербайджане и Узбекистане - власти использовали репрессивные обвинения в хранении наркотиков и хулиганстве для заключения в тюрьму критически настроенных журналистов и редакторов. В 19 случаях по всему миру правительства применили различные не связанные с журналистикой обвинения, чтобы заставить замолчать критически настроенных журналистов. В настоящую перепись вошли случаи, когда КЗЖ установил, что обвинения были сфабрикованы.
В Турции, худшей из тюремщиков журналистов мира, с 49-ю работниками СМИ за решеткой, власти задержали десятки журналистов и редакторов курдских изданий по обвинениям в терроризме, а также взяли под стражу ряд других журналистов по обвинениям в антигосударственных заговорах. В 2012 году КЗЖ провел обширный анализ случаев тюремного заключения в Турции, подтвердив, что журналистская деятельность стала причиной ареста во многих из дел, ранее не указанных в годовых обзорах. КЗЖ установил, что размытые формулировки уголовного кодекса и законов о борьбе с терроризмом позволили турецким властям приравнять освещение деятельности запрещенных организаций, как и расследование щекотливых тем, к прямым проявлениям терроризма и иной антигосударственной деятельности.
Как выразился Мехмет Али Биранд, один из главных редакторов стамбульского телеканала «Канал D», в этих законодательных актах «не проводится различий между журналистами, реализующими свободу выражения, и пособниками терроризма». Назвав применение законов об антигосударственной деятельности против журналистов «национальной болезнью», Биранд отметил: «Правительство не проводит различия между этими двумя основными моментами: свободой выражения и терроризмом». Среди находящихся в заключении - Тайип Темель, главный редактор единственной в стране ежедневной газеты на курдском языке «Азадия Велат». Ему грозит свыше 20 лет тюремного заключения по обвинению в членстве в запрещенной курдской организации. В качестве доказательств его вины правительство ссылается на публикации Темеля, а также на его подслушанные разговоры по телефону с коллегами и источниками информации.
Иран, где за решеткой находятся 45 журналистов, занимает второе место в мире по этому показателю; начатые после скандальных президентских выборов 2009 года репрессии продолжаются и по сей день. Власти используют схему, при которой некоторые из задержанных освобождаются под залог, достигающий шестизначных сумм, но при этом одновременно проводятся новые аресты. В числе заключенных - Джила Бани-Ягуб, отмеченная наградами журналистка, главный редактор новостного интернет сайта «Клуб иранских женщин». В сентябре она начала отбывать годичный срок по обвинениям в «пропаганде против режима» и «оскорблении президента» в связи со статьями, написанными ею в ходе выборов 2009 года. Ее супруг - журналист Бахман Ахмади Амуйи - отбывает пятилетний срок по обвинению в антигосударственной деятельности.
КЗЖ подтвердил смерть одного из заключенных журналистов - иранского блоггера Саттара Бехешти. Бехешти был арестован в октябре за «действия против национальной безопасности» и умер буквально через несколько дней. Согласно материалам в прессе, заключенные той же тюрьмы утверждали, что 35-летнего Бехешти избивали на допросах, неоднократно угрожали ему смертью, подвешивали с потолка за руки и за ноги.
В Китае, занимающем третье место по числу заключенных журналистов, обвинения в антигосударственной деятельности широко используются для лишения свободы онлайн-журналистов, высказывающих диссидентские политические взгляды, а также против журналистов, освещающих тему этнических меньшинств. 19 из 32 журналистов-заключенных - тибетцы и уйгуры, брошенные в тюрьму за то, что освещали начавшуюся в 2008 году этническую напряженность. Среди задержанных - кинодокументалист Дхондуп Вангчен, попавший в тюрьму после того, как он снял серию интервью с тибетцами о том, как им живется при китайском правлении. В 2012 году КЗЖ присудил Вангчену Международную премию за свободу прессы.
Помимо Вангчена, в заключении находилось еще три лауреата присуждаемой КЗЖ Международной премии за свободу прессы: Это Азимжан Аскаров в Кыргызстане, Ши Тао в Китае и Мохаммад Давари в Иране.
В Узбекистане за решеткой находятся четыре журналиста. Среди них - Мухаммад Бекжанов и Юсуф Рузимурадов, находящиеся в местах лишения свободы дольше всех других журналистов из обзора КЗЖ. Их посадили в тюрьму в 1999 году за выпуск запрещенной газеты.
По состоянию на 1 декабря за решеткой по всему миру находилось 118 журналистов, размещавших свои работы, главным образом, в интернете. На их долю приходится чуть больше половины от общего числа журналистов в тюрьмах. Второй по величине профессиональной группой оказались работники печатных СМИ; на эту категорию пришлось 77 заключенных по всему миру. Остальные арестанты представляли радиовещание, телевидение и документальное кино.
По состоянию на 1 декабря по всему миру в тюрьмах находились 85 журналистов-фрилансеров, составивших примерно 37 процентов от общего числа журналистов-заключенных. Доля фрилансеров, которая в последние годы демонстрировала тенденцию к повышению, понизилась впервые с 2006 года.
По убеждению КЗЖ, журналисты не должны подвергаться тюремному заключению за то, что они выполняют свою работу. Письма с выражением серьезной озабоченности были направлены со стороны КЗЖ в каждую из стран, где имеются заключенные журналисты. В прошлом году правозащитная деятельность КЗЖ привела к досрочному освобождению, по крайней мере, 58 заключенных журналистов по всему миру.