Россия: По данным прокурорской проверки, никакого рабства в Гольяново не было
21 ноября 2012 года прокуратура Москвы сообщила, что отмена постановления о возбуждении уголовного дела «о так называемом рабстве» в Гольяново признана законной.
Напомним, что 4 ноября Преображенский межрайонный следственный отдел следственного управления возбудил в отношении неустановленных лиц уголовное дело (незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением, в отношении двух и более лиц). 6 ноября Преображенская межрайонная прокуратура Москвы это постановление отменила как незаконное и необоснованное. Эта отмена была обжалована, но Прокуратура Восточного административного округа Москвы, изучив материалы следствия, сочла, что решение прекратить уголовное дело было правильным.
Сообщается, что прокуроры исходили из требований действующего законодательства, согласно которым незаконное лишение свободы состоит в незаконном удержании лица против его воли и лишении потерпевшего возможности передвигаться по своему усмотрению.
Однако из материалов прокурорской проверки следовало: «три женщины, прибывшие из Средней Азии и работавшие в продуктовом магазине на Новосибирской улице столицы, на протяжении всего периода якобы совершаемого в отношении них преступления неоднократно самостоятельно посещали медицинские и иные государственные учреждения, включая отделы МВД России, выезжали за пределы Российской Федерации, встречались и общались с родственниками, проводили досуг с лицами, на которых указывают как на совершивших преступление.
Ежедневно женщины находились в общественном публичном месте – торговом зале магазина и общались с покупателями, среди которых также были сотрудники полиции. Одна из них в начале 2012 г. приобрела гражданство Российской Федерации и зарегистрировалась в том же доме, где расположен продуктовый магазин.
Таким образом, указанные лица имели реальную возможность сообщить неограниченному кругу лиц о совершаемом в отношении них преступлении и осуществляли передвижение по своей воле и усмотрению».
А значит, никакого рабства не было, считает прокуратура.
Данные прокурорской проверки противоречат многому, что рассказывали сами рабы, к тому же странно, что дело было возбуждено в отношении «неустановленных лиц», хотя имена владельцев магазина - супругов Сакена Муздыбаева и Жансулы Истанбековой - отлично известны и журналистам, и добровольцам, и самим бывшим рабам.
Напомним, 30 октября группа гражданских активистов вызволила из рабства 12 человек, в том числе 9 женщин, которые удерживались в подвале дома в московском районе Гольяново. По словам освобожденных, хозяева магазина - граждане Казахстана - заставляли людей работать, содержали в плохих условиях, регулярно избивали, а женщин насиловали. Некоторые за это время родили детей. Стало известно, что двоих новорожденных хозяйка магазина забрала у матерей, сказала, что передаст их родственникам в Казахстан, а после сообщила, что дети погибли. По словам женщин, некоторые из них провели в магазине более 10 лет и за это время ни разу не выходили на улицу.
Активисты узнали о рабах после того, как к ним обратились две женщины - уроженки Узбекистана и Казахстана, которые несколько лет не получали вестей от своих уехавших на заработки дочерей. Они утверждали, что их дочери оказались в рабстве. 30 октября 15 активистов и правозащитников вместе с юристом и двумя командами журналистов телеканалов Рен-ТВ и НТВ приехали в магазин «Продукты», расположенный в Москве на улице Новосибирская, дом 11, и вывели оттуда рабов.
Председатель исполкома «Форума переселенческих организаций» Лидия Графова в своей статье в Российской газете приводит выдержки из рассказов освобожденных: «За 10 лет я копейки не получила. Работали по 16 часов, кормили нас два раза в день супом-баландой, иногда просроченными продуктами». «Хозяйка била нас руками, ногами, палками, рулонами фольги. Хозяин не бил, но смотрел. Обидно, что били ни за что». «Когда я сказала, что хочу уехать, она колотила меня ключами от дверей, шрамы остались. Била сильно, как маньяк». «Избивала за то, что ты не улыбнулась покупателю, потом сама же замазывала ссадины на моем лице тональным кремом». «Больше тридцати видеокамер стояло по всему магазину, даже в подсобке, где мы спали на полу. Хозяйка вела наблюдение из своей комнаты, лежа на диване, слушала все наши разговоры». «Мы друг друга боялись, не могли договориться, чтоб убежать». «Они заставляли нас обслуживать их гостей, хотели, чтобы мы рожали детей. Если запротестуешь, тебя изобьют».
Уже после того, как прокуратура отменила постановление о возбуждении уголовного дела, бывших потерпевших хотели депортировать из России.