Кыргызстан: На суде по 7 апреля допрашивают подсудимых; все «валят» на Жаныша Бакиева
15 октября 2012 года в Бишкеке на суде по событиям 7 апреля начался допрос подсудимых, в день допрашивают по одному человеку. Суд проходит в Департаменте охраны и конвоирования при Государственной службе исполнения наказаний Кыргызстана.
15 октября допрашивали бывшего заместителя председателя Службы государственной охраны (СГО) Нурлана Темирбаева, который подтвердил, что команду стрелять на поражение дал экс-глава СГО Кыргызстана Жаныш Бакиев. «Примерно в 15.00 по рации поступила информация, что на площади есть люди, вооруженные огнестрельным оружием, и стреляют в нас. После чего от седьмого (позывной Жаныша Бакиева) поступила команда стрелять на поражение в этих людей. Штаб эту команду продублировал. В это время я подошел к окну и увидел, как человек в белом колпаке произвел выстрел в сторону Белого дома. Полагаю, что выстрел был прицельный, так как попал в стекло на уровне лица. Я успел нагнуться и после приказал всем выйти из помещения», - цитирует Темирбаева ИА 24.kg.
Сегодня, 16 октября, был допрошен экс-руководитель Аппарата президента Кыргызстана Каныбек Жороев. Он рассказал, чему оказался свидетелем 7 апреля, и заявил, что не согласен с предъявленными обвинениями.
Жороев видел, как после небольшого перерыва в стрельбе, около 16.00 КАМАЗ на площади разогнался и врезался в ворота Белого дома (здания, где находится администрация президента и парламент), после чего стрельба возобновилась. Вскоре после этого президенту Бакиеву посоветовали покинуть Белый дом: объяснили, что штурм идет из-за него. Бакиев велел подготовить южную резиденцию. «В шесть вечера мне сказали, что президент готов, - продолжает Жороев. - Меня посадили в машину с президентом, мы минут 15 стояли, а потом смогли выехать. Доехали до аэропорта, выехали на взлетную полосу - и вылетели в Ош ближе к восьми вечера. Нас встретил мэр Оша, и мы ему сообщили, что в Бишкеке находиться невозможно. Затем мы поехали в резиденцию президента, после Бакиев выехал в Джалал-Абад, а я 10 апреля вернулся в Бишкек и узнал, что мне предъявлены обвинения», - рассказал Жороев.
«Я не давал приказа стрелять, сам в митингующих не стрелял. Поручения по применению оружия Бакиев мне не давал», - отрицает Жороев все обвинения, однако заявил, что не считает митинг 7 апреля мирным. «Среди митингующих были и мирно настроенные граждане, - сказал он. - Но то, что я видел из окна - таран ворот, - можно расценивать как попытку проникновения на охраняемый объект. У военнослужащих не было другой альтернативы, кроме как исполнять приказ вышестоящего начальства».
Жороев заявил, что не видел в Белом доме никаких наемников, что у него не было возможности влиять на действия руководства страны и правоохранительных органов. Штаба, который бы координировал действия силовиков, тоже не было, поэтому не было никаких коллегиальных решений. «Президент при мне никаких поручений никому не давал, каждый поступал согласно своим должностным обязанностям и по ситуации», - сказал Жороев и уточнил, что полномочия дать приказ стрелять на поражение были у руководства СГО. «Но вопрос, кто именно и кому дал команду стрелять, для меня так и остался открытым, - сказал Жороев. - Поэтому я не мог доложить президенту, кто именно стрелял, но доложил, что есть жертвы среди мирного президента». По словам подсудимого, Бакиев назвал погибших «провокаторами, которые стреляют в окно президента».
Всем подсудимым на этом процессе инкриминируются и экономические преступления (в том числе участие в приватизации, повышении тарифов на коммунальные услуги и электроэнергию, подорожание сотовой связи - все, что вызвало недовольство людей и привело, в итоге, к смене власти). Каныбек Жороев признал, что эти факторы - «занятие родственниками президента руководящих должностей и повышение тарифов на электроэнергию и сотовую связь» - во многом спровоцировали события 7 апреля, однако заявил, что лично никакого отношения к повышению тарифов и приватизации не имеет.
Завтра, 17 октября, пройдет допрос бывшего Госсоветника президента по вопросам безопасности.
Екатерина Иващенко