Узбекистан: Хлопок собирают даже больные горожане, кампания продлится до начала ноября
В Узбекистане 17-18 октября пройдет VIII Международная узбекская хлопковая ярмарка. Как передает Узметроном, накануне, то есть 16 октября, фермеры намерены рапортовать о выполнении взятых на себя обязательств по сдаче государству хлопка-сырца, предположительно, в объеме 3,5 миллиона тонн. Между тем, по оценкам экспертов, на данный момент собрано чуть более 80 процентов от плана, остальной хлопок в республике будут добирать вплоть до начала ноября, о чем проинформированы вывезенные на поля горожане.
Корреспонденты Би-би-си пообщались с несколькими жителями Узбекистана, которые рассказали о своем пребывании на сборе хлопка.
Медсестра ташкентской клиники, на днях вернувшаяся после 15-дневного пребывания на хлопковых полях, возмущалась тем, что собирать хлопок вынуждают даже больных людей.
«Мне 50 лет, у меня астма, но мне пришлось собирать хлопок, причем вручную, за что мне ничего не заплатили», - сообщила медсестра. – «Наш хирург неоднократно получал звонки от своих пациентов, которые говорили ему: «Неделю назад вы меня оперировали, у меня поднялась температура, что делать?» А хирург - на хлопковом поле».
По ее словам, власти Ташкента потребовали от каждого района вывезти на сбор хлопка по 330 медицинских работников. Когда в клинике, где она работает, составляли список «рекрутов», почти каждый медработник находил вескую причину для того, чтобы отказаться от хлопковой повинности. Но им, как и собеседнице Би-би-си, дали понять, что иметь болезнь недостаточно.
«Одни жаловались на боли в спине, другие - на высокое кровяное давление или что-то еще. Послушав эти жалобы, главврач заявила: «Прекратите! Я не хочу больше слышать, едут все, кроме беременных и кормящих матерей! Тот, кто откажется, будет уволен!»
По словам медсестры, их десант должен был быть размещен в сельской школе, но мест хватило не всем, людям пришлось снимать жилье самостоятельно, а еще они платили за помывку в местной бане.
Норму установили в 60 килограммов, людей будили в 4 часа утра, с поля отпускали в 6 вечера. Те, кто не мог собрать норму, покупали недостающие килограммы у местных жителей.
Преподаватель колледжа в Самаркандской области рассказал Би-би-си, что он слишком болен, чтобы собирать хлопок. Ему пришлось найти и отправить вместо себя на поле человека, которому заплатил сто долларов США. Но это не спасло его от лишения месячной зарплаты, которую удержали в колледже, – якобы ее использовали для того, чтобы кормить и размещать сборщиков хлопка. «Так что я потерял еще двести долларов», - резюмировал преподаватель.
При этом он сказал, что очень рад тому, что в этом году власти отказались от массового вывоза на поля школьников – непременных участников предыдущих хлопкоуборочных кампаний, в том числе – в советское время.
Как вспоминает сотрудница узбекской службы Би-би-си, в 1970-х годах, будучи маленькой девочкой, она вместе с семьей по вечерам садилась перед телевизором и смотрела специальный концерт для сборщиков хлопка. Девочка мечтала весело бегать по полям и собирать хлопок – как те счастливые, смеющиеся люди, изображенные на развешанных всюду плакатах и показываемые по телевизору. Особенно ей нравилась песня Фахриддина Умарова, в которой прославлялись хлопкоробы – «создатели белого золота».
Когда девочке исполнилось 11 лет, она, наконец-то, оказалась на хлопковом поле. И была разочарована: очень тяжело было ежедневно выполнять норму в 30 килограммов. Хлопок ей пришлось собирать все последующие школьные и студенческие годы.
Другие истории и сообщения по теме можно прочитать в специальной рубрике «Ферганы» Хлопок.