Почему Путин отложил визит в Пакистан? Мнения экспертов
Саммит президентов России, Пакистана, Афганистана и Таджикистана, который должен был состояться 2-3 октября в Исламабаде, отложен на неопределенное время: Владимир Путин отказался от приезда в Пакистан.
По словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, поездка Путина в Исламабад даже не планировалась, «график просто не позволял этого. Возможная дата визита президента в Пакистан подлежит отдельным переговорам», цитирует Пескова Коммерсант.
Однако то, что визит президента России все же готовился, Коммерсанту подтвердили пакистанские и таджикские дипломатические источники.
По мнению директора Московского центра Карнеги Дмитрия Тренина, «возможность визита Путина в Исламабад рассматривалась, однако Москва оставила себе поле для маневра, чтобы принять окончательное решение, взвесив все за и против. Вероятно, что момент для такого решения еще не наступил».
Ряд пакистанских источников в качестве приоритетной версии несостоявшегося визита называет отсутствие договоренности об участии «Газпрома» в строительстве пакистанской ветки газопровода Иран-Пакистан-Индия (IPI). «Газпром» предложил частичное финансирование строительства в обмен на долю в IPI, но пакистанская сторона настаивала на проведении тендера, что, по данным СМИ Пакистана, не устроило россиян.
Еще одним фактором эксперты считают опасения осложнить отношения с антагонистом Пакистана - Индией. «В Дели привыкли к тому, что с середины прошлого века Москва сделала свой выбор в регионе и он не подлежит пересмотру», - пояснила руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян. По ее словам, визит президента Путина в Исламабад был бы болезненно воспринят в Дели и стал бы еще одним осложняющим моментом в российско-индийских отношениях, в которых и без того накопилось немало раздражителей.
Впрочем, как отмечает Институт Ближнего Востока, это маловероятно, так как, начиная с 2004 года, напряженность в пакистано-индийских отношениях заметно снизилась, Пакистан, в частности, предоставил Индии статус наибольшего благоприятствования в торговле, страны выразили готовность обсуждать любые спорные вопросы вплоть до Кашмирской проблемы.
Еще одна возможная причина отказа Путина приехать в Исламабад заключается, по мнению Института Ближнего Востока, в том, что, учитывая неизбежность двусторонних встреч, в первую очередь с президентом Пакистана Асифа Али Зардари, Москва решила повременить с такой встречей, пока не прояснится ситуация с обвинениями в адрес нынешнего пакистанского лидера в отмывании денег. Речь идет о письме министра юстиции Пакистана в швейцарский суд о возобновлении судебного дела по обвинению Зардари в отмывании денег. Напомним, что в 2003 году Швейцария заочно признала Зардари и его покойную жену Беназир Бхутто виновными в получении взяток на несколько миллионов долларов от швейцарских фирм. Сам Зардари считает преследование политически мотивированным. В 2007 году бывший президент Пакистана Первез Мушарраф объявил амнистию по этому делу, однако позже суд признал ее незаконной.
Свою версию приводит иранская газета Tehran-e Emruz (в переводе ИноСМИ), которая цитирует слова директора Второго департамента Азии МИДа, специального представителя президента России по Афганистану Замира Кабулова о том, что причиной такого решения Путина является отсутствие подвижек в реализации экономических проектов, заключенных между Москвой и Исламабадом.
Приезд президента России должен был стать первым визитом такого уровня в Пакистан за последние полвека и дать старт перезагрузке отношений Москвы с одним из ключевых государств региона.
Как отмечает Институт Ближнего Востока, несостоявшийся четырехсторонний саммит отодвинул на неопределенное время обсуждение афганской проблемы, проектов газопровода ТАПИ протяженностью 1735 километров и стоимостью $7,6 млрд (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия), а также CASA-1000 (сооружение линии электропередач мощностью в 1000 киловольт и стоимостью в $870 млн для передачи электроэнергии из Таджикистана и Узбекистана в Афганистан и Пакистан). Не получил одобрения на высшем уровне подписанный 29-го сентября главами антинаркотических ведомств четырех стран (Афганистан, Пакистан, Россия и Таджикистан) план борьбы с наркоугрозой, своего рода «дорожная карта», реализация которой обойдется этим государствам в $500 млн. Наконец, не были проведены переговоры на высшем уровне относительно участия России в модернизации Карачинского металлургического завода, в частности, расширение его мощности до 3 млн тонн стали в год при участии в этом Магнитогорского металлургического комбината.
По данным Коммерсанта, сейчас пакистанская сторона делает все возможное, чтобы визит Путина в Исламабад все же состоялся в ближайшее время. Российская сторона рассматривает возможность визита в Исламабад уже на этой неделе главы МИДа России Сергея Лаврова.