Кыргызстан: В Бишкеке милиционеры незаконно задержали и избили узбекского беженца
В Бишкеке 14 сентября сотрудники правоохранительных органов ворвались в квартиру, где жил правозащитник из Узбекистана Фарходхон Мухторов, скрутили ему руки, избили и увезли в отделение по борьбе с терроризмом при МВД Кыргызстана, сообщает Jarayon.com.
Фарходхон Мухторов
Мухторову – 44 года, в Узбекистане он был одним из членов Правозащитного альянса (ПАУ). В 2009 году был обвинен в мошенничестве и получении взятки и приговорен к пяти годам заключения. Мухторов отрицал все обвинения. 1 декабря 2010 года, накануне приезда в Ташкент госсекретаря США Хиллари Клинтон, он был условно-досрочно освобожден, а спустя десять дней вместе с семьей бежал из страны и попросил в Бишкеке политическое убежище. С тех пор живет здесь в съемной квартире, ожидая положительного ответа УВКБ ООН на ходатайство о предоставлении статуса беженца.
О своем задержании Мухторов рассказал веб-сайту Jarayon.com после освобождения. По словам правозащитника, когда раздался звонок в дверь, он посмотрел в глазок и увидел группу вооруженных милиционеров. Мухторов сразу же позвонил местным правозащитникам, которые посоветовали ему не открывать дверь до приезда адвоката, которого они пришлют. Но визитеры не стали дожидаться действий хозяина и выломали входную дверь. Войдя в квартиру, один из милиционеров направил на Мухторова пистолет, другие скрутили ему руки и избили, а затем увезли в отделение по борьбе с терроризмом. Захватили и 19-летнюю дочь беженца, которая осмелилась препятствовать нападению.
По дороге в отделение МВД Мухторову удалось выяснить, что он задержан по запросу правоохранительных органов Узбекистана.
«По дороге милиционеры сказали мне, что из Узбекистана в Бишкек поступило письмо с просьбой экстрадировать меня, так как против меня возбуждено уголовное дело по статье 159 («Свержение конституционного строя»). В отделении выяснилось, что бумаги были заполнены на узбекском языке, здешние милиционеры многого не поняли и сказали, что попросят узбекскую сторону отправить запрос на русском языке. А до этого времени они хотели закрыть меня в СИЗО. Они сказали, что имеют право держать меня здесь до шести месяцев», - рассказал Мухторов.
В отделении он был допрошен. Следователь интересовался целью прибытия узбекского правозащитника в Кыргызстан, его семьей, родственниками, источником средств на проживание и другим.
Вскоре в отделение прибыли глава правозащитного центра «Граждане против коррупции» Толекан Исмаилова и адвокат Аширов. Они доказали милиционерам, что Мухторов задержан незаконно. Затем подъехали сотрудники УВКБ ООН в Бишкеке и правовой клиники «Адилет», после чего Мухторова и его дочь отпустили, не вернув свидетельство, выданное Министерством миграции Кыргызстана.
«Толекан Асаналиевна [Исмаилова] сказала следователю, что я беженец, а не опасный террорист, как они считают. Они сказали ей, что не знали о том, что я беженец. Хотя при задержании у меня были все документы беженца, выданные министерством миграции Кыргызстана. А они сказали мне, что такие документы сейчас легко можно купить за две тысячи кыргызских сомов. После Толекан Асаналиевна написала гарантийное письмо, я написал расписку, что при первом же вызове явлюсь в правоохранительные органы», - сообщил Мухторов.
Вернувшись домой, Мухторов обнаружил, что замок на двери его съемной квартиры сменен. Там остались все его личные вещи, деньги и некоторые документы членов семьи.
«Сейчас моя семья из пяти человек живет в однокомнатной квартире нашего друга. Все мы в домашней одежде. Во время задержания я был в шортах, футболке и домашних тапочках, меня в таком виде забрали в отделение. Все наши вещи остались в той квартире. Мы не знаем, кто сменил замок двери, сейчас я и моя семья находимся в очень трудном положении. Я и члены моей семьи не имеем на руках ни свидетельств, выданных нам Министерством миграции Кыргызстана, ни свидетельств, выданных УВКБ ООН. Боимся выйти на улицу даже за хлебом потому, что нас могут забрать в милицию из-за отсутствия у нас каких-либо документов. Сейчас у нас нет не только документов, подтверждающих наш статус, но и денег, одежды, кроме той, что на нас, нет средств гигиены. Мои дети лишены возможности ходить на учебу, так как учебники и тетради остались в той квартире», - говорит Мухторов.
По его мнению, сотрудники милиции специально затягивают выдачу его вещей, денег и документов.
«Вчера один подполковник милиции откровенно сказал мне, что возврата своих вещей будем добиваться очень долго, и если захотят, они могут возбудить уголовное дело против меня – узбека - по любой статье, хоть за убийство. Кажется, они мстят мне за то, что вчера не смогли меня посадить в СИЗО, чтобы экстрадировать в Узбекистан, где меня ждут тюрьма и пытки, а также за то, что я отказался написать им расписку об отсутствии претензий к ним, когда они были вынуждены освободить меня. Явно чувствуется неприязнь сотрудников милиции по отношению ко мне по национальному признаку. Ведь в моем паспорте указано, что по национальности я узбек», - пояснил Мухторов.
По его словам, во время избиения он получил сильный ушиб головы и легкое сотрясение мозга, что зафиксировал прибывший позже врач «Скорой помощи». Юристы посоветовали ему обратиться в генпрокуратуру с жалобой на действия правоохранительных органов.
По мнению Толекан Исмаиловой, в случившемся есть косвенная вина и международных организаций, которые не обеспечили беженцу безопасное жилье.