Новости Центральной Азии

Казахстан: В Актау второй день идет суд по делу оппозиционеров В.Козлова, С.Сапаргали и А.Аминова

17.08.2012 23:32 msk

Фергана

16 августа 2012 года в Мангистауском областном суде города Актау (Казахстан) начался судебный процесс по делу лидера незарегистрированной партии «Алга» Владимира Козлова, активистов «Народного фронта» Серика Сапаргали и Акжаната Аминова. Процесс фактически завершает официальное судебное расследование трагических событий в Жанаозене, случившихся 16 декабря 2011 года.

В Казахстане считают, что это - первый политический процесс в стране. Козлова, Сапаргали и Аминова обвиняют в разжигании социальной розни.

Напомним, что в январе генеральный прокурор республики Асхат Даулбаев заявил: одной из причин массовых беспорядков в Жанаозене являлись активные действия отдельных лиц по склонению уволенных рабочих к продолжению акций протеста и жесткому противостоянию властям. По словам генпрокурора, в содержании распространявшихся ими агитационных материалов экспертизой установлено наличие признаков разжигания социальной розни.

По данному факту Комитетом национальной безопасности (КНБ) было возбуждено уголовное дело, в рамках которого были арестованы гражданские активисты и оппозиционеры Владимир Козлов и Серик Сапаргали.

Председательствует на суде в Актау судья Бердибек Мырзабеков. В первый день судебного заседания фотографам и видеооператорам позволили делать фотосъемку в течение первых 10 минут. Прессе разрешено остаться в зале.

В первый день Владимир Козлов заявил ходатайство о переносе процесса на более поздний срок: он и его адвокаты получили обвинительное заключение на 1354 страницах только перед началом судебного процесса и еще не успели ознакомиться с его содержанием. Ходатайство было отклонено.

Суд принял решение проводить все заседания на казахском языке, поэтому в зале работают синхронисты. Правда, русскоязычные журналисты жалуются, что качество перевода оставляет желать лучшего. Так, Андрей Манчук, редактор отдела политики киевского издания «Объективная газета», заметил в интервью Республике.kz, что «для русскоязычных СМИ из Украины и России сложно понять, что происходит, что говорят».

Первый же день суда вызвал жесткую реакцию правозащитников. Так, Евгений Жовтис на своей странице в «Фейсбуке» написал: «Я сейчас на процессе в Актау. Процесс над лидером оппозиционной партии Володей Козловым и двумя гражданскими активистами. Прокурор зачитал обвинительное заключение. Вышинский отдыхает и плачет в сторонке. Я такого в Казахстане, во всяком случае, еще никогда не слышал. Только читал в книжках про 37-ой год. Так что скорость падения космическая».

Оппозиционный политик Булат Абилов сказал в интервью «Республике.kz»: «Мы все видели непрофессионализм наших следователей и прокуроров на суде по «делу 37 нефтяников», когда там полностью развалилась доказательная база. Сейчас все будет повторяться. Для нас будут создавать картинку: это они — Козлов, Сапаргали, Аминов — виноваты в жанаозенской трагедии, поэтому для них такой жесткий приговор».

Российский правозащитник Лев Пономарев выступил с заявлением, в котором призвал «остановить политическую расправу в Казахстане». «События последних десяти лет наглядно показали, что репрессивная политика Назарбаева лишь ненамного опережает путинскую, поэтому защищая жертв преследований в соседней стране, мы, российское гражданское общество, в какой-то степени защищаем и себя. На фоне расправ над оппозицией и вообще инакомыслящими в Белоруссии, ситуация в Казахстане оказывается в тени, - пишет Пономарев. - Необходимо обратить внимание на ещё одну проблему. И в российской, и в казахстанской конституциях содержится запрет на «разжигание социальной вражды». Это родовая травма эпохи преодоления советского периода. Теперь это «ружьё выстрелило». В России пока забастовок было мало, и норму о социальной вражде использовали преимущественно против блогеров и журналистов. Режим Назарбаева же столкнулся с массовыми выступлениями рабочих, и поэтому обрушил дубину «разжигания» на оппозицию. Это урок и для нас – общий кризис нашего госкапитализма может привести к тому, что репрессии развернуться и под этим предлогом. Возможно, необходимо общее для всех стран – членов ОБСЕ юридическое толкование понятия «социальная вражда».

После того, как прокурор зачитал обвинительное заключение, судья спросил подсудимых, понятен ли им смысл предъявленного обвинения. Как сообщает Guljan.org,подсудимые Акжанат Аминов и Серик Сапаргали ответили: «Понятен», - и переводчик с казахского перевел: «Понятен». Когда тот же вопрос был задан В.Козлову, тот ответил: «Это тридцать седьмой год!» «Понятен», - перевел переводчик.

На вопрос судьи, признают ли подсудимые свою вину по предъявленному обвинению, подсудимый Аминов ответил «да», подсудимый Сапаргали - «да, но подробности и детали, почему я так говорю, изложу в ходе судебного разбирательства». Подсудимый Козлов ответил жестко: «Нет, не признаю. Не могу признать того, чего нет в природе».

Следующее заседание суда состоится 20 августа в 9.00.

Международное информационное агентство «Фергана»