Президент Узбекистана впервые за годы независимости сформулировал внешнюю политику своей страны
В концепции говорится, в частности, что Узбекистан «оставляет за собой право заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них, руководствуясь высшими интересами государства, народа, его благосостояния и безопасности».
«Узбекистан проводит миролюбивую политику и не принимает участия в военно-политических блоках, оставляет за собой право выхода из любого межгосударственного образования в случае его трансформации в военно-политический блок», - говорится в документе.
В нем подчеркивается, что Узбекистан не допускает на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов, принимает политические, экономические и иные меры по предотвращению своего вовлечения в вооруженные конфликты и очаги напряженности в сопредельных государствах. В концепции отмечается, что проблемы Центральной Азии должны решаться самими государствами региона без вмешательства внешних сил.
Интеграция не должна быть навязана извне, она неприемлема, если ущемляет свободу, независимость и территориальную целостность страны или продиктована идеологическими обязательствами, говорится в документе.
Главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана является регион Центральной Азии, с которым связаны его жизненно важные интересы, подчеркивается в концепции. Важнейшими задачами в этом направлении являются обеспечение мира и стабильности в регионе, содействие урегулированию ситуации в Афганистане, решение вопросов использования ресурсов трансграничных водотоков и обеспечение экологической устойчивости.
Особое внимание в концепции уделено вопросам диверсификации торговых, экономических, технологических, транспортных и иных связей Узбекистана, наращиванию процесса привлечения прямых иностранных инвестиций и передовых технологий в приоритетные отрасли национальной экономики, а также вопросам могущества страны и конкурентоспособности экономики.
Напомним, в декабре 2008 года Узбекистан вышел из Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), а в конце июня 2012 года заявил о приостановлении своего членства в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Тогда генсек ОДКБ Николай Бордюжа сообщил, что выход Узбекистана из организации будет иметь негативный характер, так как республика «не будет участвовать в коллективных усилиях, направленных на стабилизацию обстановки в Центральной Азии, а она очень непростая и связана прежде всего с тем, что происходит в Афганистане». Бордюжа отметил, что выход Узбекистана из ОДКБ осложнит решение этой страной проблем собственной безопасности, но «Узбекистан самостоятельно пошел на такое решение».
Среди версий экспертов о причинах принятия Ташкентом решения по ОДКБ было предположение о намерении Узбекистана предоставить свою территорию НАТО для размещения военной базы. Судя по положениям концепции внешнеполитической деятельности, Каримов не планирует ни возвращаться в ОДКБ, ни открывать в Узбекистане иностранную военную базу.
Как прокомментировал «Фергане» новую концепцию Узбекистана эксперт по Центральной Азии, международный обозреватель газеты «Московские новости» Аркадий Дубнов, «главное в нынешней инициативе Каримова – отказ от размещения иностранных военных баз на узбекской территории – это четкий сигнал, призванный успокоить Москву: выход Ташкента из ОДКБ вовсе не означает автоматической смены на противоположный знак его внешнеполитической ориентации. Каримов как бы говорит своим российским партнерам: если я не с вами, это не значит, что я буду против вас. При этом отказ Узбекистана от размещения иностранных военных баз не помешает его сотрудничеству с американцами, которые будут пользоваться военными инфраструктурами на узбекской территории, строящимися в настоящее время вблизи границ с Афганистаном. Оттуда силы специального назначения США, в случае необходимости, после 2014 года смогут осуществлять операции по упреждению либо подавлению террористических угроз с афганской территории. Я полагаю, что возможность такого рода операций может быть оговорена специальным соглашением между США и Узбекистаном».
Отметим, что ранее внешняя политика Узбекистана не имела своего отражения в каком-то едином и целостном документе.
Концепция Каримова одобрена законодательной палатой парламента Узбекистана и направлена для рассмотрения в Сенат.