22 december 2024




Новости Центральной Азии

Россия: Верховный суд разрешил Генпрокуратуре выдать Касымахунова Узбекистану. ЕСПЧ запретил

19.07.2012 11:08 msk, Фергана

Россия

Верховный Суд России, рассмотрев экстрадиционное дело в отношении гражданина Узбекистана Юсупа Касымахунова, 18 июля отказал в удовлетворении кассационных жалоб защиты, после чего постановление Генеральной прокуратуры России о выдаче Касымахунова в Узбекистан вступило в законную силу. Об этом «Фергане» сообщила одна из адвокатов Касымахунова, руководитель программы «Право на убежище» Института прав человека Елена Рябинина.

По ее словам, процесс экстрадиции ее подзащитного мог бы начаться сразу после вынесения решения Верховного Суда, однако накануне адвокаты направили в Европейский Суд по правам человека заявление с просьбой о приостановке экстрадиции в соответствии с Правилом 39 Регламента Суда, и в тот же день оно было удовлетворено.

О решении ЕСПЧ был своевременно проинформирован Аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде Георгия Матюшкина, таким образом, российская сторона уже не может экстрадировать Касымахунова, не проявив демонстративного пренебрежения своими международно-правовыми обязательствами, пояснила Рябинина.

Напомним, ныне 48-летний Юсуп Касымахунов приехал в Москву в 1995 году. Спустя год стал членом организации «Хизб ут-Тахрир», которая в России тогда еще не была запрещена. В 1999 году власти Узбекистана объявили Касымахунова в розыск, обвинив его в посягательстве на конституционный строй республики (ст.159 ч.4) и организации преступного сообщества (ст.242 ч.1) Уголовного кодекса Узбекистана.

В феврале 2003 года «Хизб ут-Тахрир» запретили в России, а в 2004 году Касымахунов был осужден за членство в этой организации на основе показаний и улик, собранных (по мнению правозащитников, сфабрикованных) российскими спецслужбами.

Московский городской суд приговорил его к восьми годам лишения свободы в колонии строгого режима. Впоследствии, после изменения формулировки одной из статей Уголовного кодекса России, срок наказания был снижен до 7 лет 4 месяцев. Как отмечает Е.Рябинина, после вступления приговора в законную силу Касымахунов пересмотрел свои взгляды и отказался от участия в «Хизб ут-Тахрир», о чем он заявлял неоднократно и публично.

«В колониях, где содержался Юсуп – сначала в Республике Коми, а затем в Мурманской области, – его неоднократно посещали сотрудники российских спецслужб, предлагавшие ему дать «добровольное» согласие отбывать остаток срока на родине. Он категорически отказался, зная о том, каким нечеловеческим пыткам подвергаются заключенные в Узбекистане, и в особенности – осужденные по обвинениям в причастности к «Хизб ут-Тахрир», - продолжает Рябинина.

Незадолго до окончания срока наказания Касымахунова прокуратура возобновила производство по экстрадиционному делу, в результате чего накануне освобождения постановлением суда, вынесенным прямо на территории колонии, еще заключенный Юсуп был снова «заключен» под стражу с целью последующей выдачи его в Узбекистан. 10 июня 2011 года – день «освобождения» после почти 7,5 лет, отбытых по приговору Мосгорсуда, – Юсуп провел в переезде на «новое место жительства» в СИЗО-1 в Мурманске, где и содержится по сей день.

«В ходе экстрадиционного дела Касымахунова российская правоприменительная практика превзошла саму себя. ФМС России отказала Юсупу в праве ходатайствовать об убежище, а Генеральная прокуратура и вовсе проигнорировала все мыслимые и немыслимые нормы права, - отмечает Елена Рябинина. - Принятию решения о выдаче не помешали ни множественные признаки фальсификаций в узбекских документах, ни категорический запрет на выдачу человека в условия, чреватые пытками, ни отсутствие у уголовного закона обратной силы – в частности, в инкриминируемый Юсупу на родине период 1994-1999 годов в России участие в «Хизб ут-Тахрир» не было наказуемым».

По мнению правозащитников, Генеральные прокуратуры России и Узбекистана, в течение 8,5 лет стремившиеся к общей цели – экстрадировать Юсупа на пытки, – в последний момент состыковали, наконец, свои позиции. В итоге, 19 апреля российская сторона санкционировала выдачу Касымахунова.

Мурманский областной суд проигнорировал доводы защиты о незаконности постановления Генпрокуратуры об экстрадиции, о чрезвычайно высоком для Касымахунова риске подвергнуться пыткам в Узбекистане и об обязанности учитывать выводы Европейского Суда, содержащиеся в целом ряде решений по аналогичным жалобам против России. Суд приобщил к делу множество представленных защитой документов, включая доклады ООН, отчеты крупнейших международных организаций о повсеместном и систематическом применении пыток в Узбекистане, а также обращения УВКБ ООН, Amnesty International и Human Rights Watch, в которых выражалась озабоченность судьбой заявителя в случае его выдачи, и также полностью их проигнорировал. Это вынудило Amnesty International 9 июля выпустить срочную акцию в защиту Касымахунова с призывом к Верховному Суду восстановить право Касымахунова на защиту от пыток.

Между тем, напоминает Рябинина, 14 июня 2012 года Пленум Верховного Суда России вынес постановление, в котором разъяснил судам, что при рассмотрении жалоб на решения об экстрадиции «следует оценить доводы лица, подлежащего выдаче, с учетом совокупности всех имеющихся доказательств», причем, доклады структур ООН о ситуации в стране назначения были названы среди значимых. Это вселяло серьезную надежду на то, что высший судебный орган страны, куда защита обжаловала определение суда первой инстанции, отменит его как прямо и недвусмысленно противоречащее позиции ВС России.

«Однако правосудия не случилось. Поэтому есть все основания считать, что нынешнее решение судебной коллегии Верховного Суда по делу Касымахунова открывает судам субъектов Федерации зеленый свет на пренебрежение указаниями его же Пленума», - замечает Елена Рябинина.

Защиту Юсупа Касымахунова в Верховном Суде осуществлял также адвокат Сергей Голубок, его интересы в Европейском Суде представляет юрист Кирилл Коротеев.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА