Кыргызстан: Мать умершего в заключении юноши обвиняет милиционеров в побоях и лишении медицинской помощи
В апреле 2012 года 22-летний осужденный Сайдулло Саримсаков скончался от туберкулеза, его мать Карима Саримсакова утверждает, что милиционеры регулярно избивали сына и отказывали в предоставлении медицинской помощи, сообщает Голос свободы.
Сайдулло Саримсаков был задержан в конце июня 2010 года по обвинению в преступлениях, предусмотренных несколькими статьями Уголовного кодекса Кыргызстана в рамках дел по трагическим событиям на юге страны. Почти год он провел в подвале ИВС Сузакского района Джалал-Абадской области, где заболел острой формой туберкулеза.
В мае 2011 года суд оправдал Сайдулло по таким статьям, как «умышленное уничтожение или повреждение имущества», «массовые беспорядки», «соучастие в преступлении — убийство сотрудника правоохранительных органов…», «незаконное приобретение, хранение… или ношение огнестрельного оружия, боеприпасов», но признал виновным в укрывательстве преступления и приговорил к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Болезнь Сайдулло прогрессировала, но ему отказывали в лечении, утверждают правозащитники. «Больному заключенному незаконно отказывали в экстренном лечении и тем самым ускорили его смерть», - считает координатор программ правозащитной организации «Справедливость» Абдумалик Шарипов.
По словам Каримы Саримсаковой, в милиции ее сына регулярно избивали, чтобы выбить нужные показания, издевались, унижали его по национальному признаку, регулярно требовали деньги. Когда ее сына только задержали, она пришла в ГОВД Джалал-Абада, где за освобождение Сайдулло у нее потребовали 10.000 долларов.
«Мы никогда даже не видели таких денег, естественно не смогли заплатить. Через три дня нашего сына перевели в Сузакский РОВД. Далее нам пришлось всеми возможными законными путями бороться за его жизнь и освобождение», — говорила горем убитая мать.
По ее словам, руководство Сузакского ОВД плохо кормило сына, из-за чего приходилось ежедневно приносить ему еду и платить надзирателям ИВС за передачу.
«Там все поставлено на коммерческую основу. Чтобы охранники принесли ему кипяченой воды, нужно было заплатить 50 сомов ($1). В темной камере, где находился Сайдулло и еще пятнадцать задержанных, был спертый воздух, но за то, чтобы выйти и пять минут подышать чистым воздухом, нужно было заплатить деньги», — пишет Карима Саримсакова. Все необходимые лекарства больному сыну тоже приносили родители.
Родственники Сайдулло надеются, что виновные в его смерти понесут наказание по закону. Правозащитники из «Справедливости» начали активно собирать доказательства бездействия правоохранительных органов, которое можно квалифицировать как нарушение права Сайдулло на жизнь.