Казахстан: Болат Атабаев из обвиняемого превратился в свидетеля
В Казахстане известный режиссер, активист оппозиционного движения «Халык майданы» («Народный фронт») Болат Атабаев был освобожден от ответственности по уголовному делу о разжигании социальной розни после того, как подал заявление о применении к нему статьи 65 («Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием») Уголовного кодекса. Об этом Атабаев сообщил журналистам 4 июля на пресс-конференции в Алма-Ате, передают Новости-Казахстан.
По словам режиссера, написать заявление о применении статьи 65 его уговорил его друг - кинорежиссер Ермек Турсунов. Он согласился, поняв, что в нем нет оговора других обвиняемых.
«В этом документе я должен был ответить на некоторые вопросы, в основном такого рода: «Если бы вы знали, что 16 декабря прольется кровь, вы приезжали бы в Жанаозен?». Я говорю: «Если бы я знал, я не приехал бы», - сообщил Атабаев, пояснив, что это были вопросы, ответы на которые должны были продемонстрировать «его покаяние, сожаление» в связи с трагедией в Жанаозене.
«В первый же день ареста я отказался давать показания, — цитирует Атабаева Республика. — Также я отказался знакомиться с материалами дела, с материалами экспертиз. Я подписал три бумаги об отказе принимать участие в следственных действиях. И вообще я отказался встречаться с сотрудниками КНБ. В итоге я вообще не выходил из камеры. Но нахрена я тогда там нужен?! Они же должны закончить следствие. Они оказались в тупике. И тут подвернулся со своей инициативой Ермек Турсунов. Он меня долго пытался уговорить. Вообще, в моих планах было объявить 6 июля сухую голодовку. Я хотел, чтобы судили мой труп».
По словам режиссера, написанию заявления предшествовали долгие споры.
«Мы ругались с Ермеком, оскорбляли друг друга. В итоге я согласился написать заявление. Попросил показать мне эту 65-ю статью. Там написано: «Освобождение от уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием». Получается, я должен был оговорить кого-то. В заявлении, которое мне предложили подписать, было написано про Козлова. Якобы это он меня проинструктировал и направил в Жанаозен. Якобы я подотчетен ему. Кто такой Козлов, чтобы я перед ним отчитывался?! Наоборот, я сам пошел к Козлову, это я попросил его помочь мне поехать в Жанаозен. Это моя инициатива», - заявил Атабаев.
В итоге выступивший посредником Ермек Турсунов пошел с неподписанной бумагой обратно к следователям.
«Через некоторое время мне предложили написать так: «Раскаиваюсь, что пролилась кровь». Я и написал. Но по-русски так не говорят. Говорят: «Я сожалею, что пролилась кровь» — продолжает Атабаев. - Прокуратура отказалась принять заявление в таком виде. И снова начался торг».
В итоге заявление было переписано. Все, что касалось Козлова, из него было убрано.
«Было убрано также и то, что я призывал всех оптом выйти из [правящей партии] «Нур Отана», порвать свои партбилеты и вступить в «Халык Майданы». Я просто написал по-казахски: «Ездил в Жанаозен, говорил речь. Признаю эти свои действия». И все. КНБ (Комитет национальной безопасности) заявление принял. Отправили в прокуратуру — и та приняла», - рассказывает режиссер.
В итоге Атабаев получил статус свидетеля. 3 июля в 22:00 он был освобожден. Сотрудники КНБ проводили его почти до самолета, следовавшего в Алма-Ату. А вот документы, удостоверяющие личность, режиссеру не вернули.
Ермек Турсунов рассказал на пресс-конференции, что ходатайствовал об освобождении Атабаева перед руководством КНБ, после чего получил доступ к материалам уголовного дела и лично присутствовал на допросах и других следственных мероприятиях, предшествовавших освобождению режиссера.