Выход Узбекистана из ОДКБ не стал для российских военных неожиданностью
В выходе Узбекистана из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) больше отрицательных моментов, чем положительных, но организация и без Узбекистана продолжит существование и укрепление своего военного потенциала. Об этом заявил журналистам начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров. «Данное решение Узбекистана, — цитируют генерала «Вести», — вызывает сожаление, но это право суверенного государства решать, в каких организациях ему участвовать, а в каких не участвовать».
Объявленное Ташкентом решение не стало неожиданным для российских военных. Позиция Узбекистана в отношении ОДКБ в течение нескольких последних лет вызывала озабоченность. «Узбекистан или вообще не принимал участия во встречах глав государств и министров обороны стран ОДКБ, или принимал, но не подписывал никаких документов. Таким образом, Ташкент уже давно де-факто прекратил участвовать в деятельности ОДКБ, а сейчас оформил это де-юре», — отметил начальник Генштаба.
Не приведет ли приостановление участия Узбекистана в деятельности ОДКБ к усилению позиций США и НАТО в этой стране и в регионе в целом? Генерал Макаров так ответил на этот вопрос: «США уже давно уделяют пристальное внимание государствам Центральной Азии, исходя из своих интересов. Сейчас трудно сказать, что-либо определенное о том, как будут в дальнейшем развиваться события и каковы будут реальные последствия принятого Ташкентом решения в отношении ОДКБ, — цитирует Макарова ИТАР-ТАСС. — Мы внимательно следим за развитием ситуации, поживем — увидим».
Другой высокопоставленный представитель Министерства обороны РФ на условиях анонимности так прокомментировал журналистам решение Узбекистана о приостановлении участия в деятельности ОДКБ: «Мы к этому шагу Ташкента были готовы давно, это не стало для нас сюрпризом, ибо вытекало из общей политической линии узбекского руководства на свертывание сотрудничества с ОДКБ по всем направлениям, — подтвердил источник. — Могу сказать одно: лучше меньше, да лучше, как это было и во времена Суворова, надо брать не числом, а умением».
«Теперь странам ОДКБ остается одно — теснее сплотить свои ряды и всемерно крепить сотрудничество, — убежден представитель военного ведомства. — Принимая решение о свертывании сотрудничества с ОДКБ, узбекскому руководству не мешало бы вспомнить о событиях в Андижане. Тогда за применение силы при ликвидации массовых беспорядков президента республики Ислама Каримова единодушно осудили в США, и в НАТО, и в ЕС. И только в Москве, куда он срочно прилетел спецбортом, узбекский лидер нашел и помощь, и моральную поддержку», — напомнил высокопоставленный представитель Минобороны.